Сибирские огни, 1938, № 2

ПЕСНИ И ПОЭМЫ ДЖАМБУЛА « в в в н м Строки, полные горячей любви и благо- дарности, гтосвшцает Джамбул товарищу Ежову, чьи (глава — глаза народа, «то вы- жег огнем все змеиные гн-езда и зорко сто- ит на страже страны и вождя. (Подлинный советский патриотизм звучит в песнях Джамбула. Мы ясно ощущаем его даже в таком, казалось бы, сугубо лириче- ском стихотворении, как - «Колыбельная пес- ня». Это необычайно музыкальное и заду- шевное стихотворение стоит того, чтоб на нем остановиться подробнее. -В основе его 1 лежит старый, как мир, поэтический при- ем — его изобрела, вероятно, первая мать, -которая в первобытной пещере впервые за всю историю человечества запела над цсвоим детенышем колыбельную. «Все в -мире спит, — звери, птицы, горы, деревья, — спи и ты!» — вот древнейшая и излюблен- нейшая схема колыбельной песни. И как, все-таки, разнообразны ц идеологически различны песни, созданные по этой схеме! Помните «Колыбельную», на слова Которой Моцарт написал свою изумительную му- зыку: «Пчелки затихли в саду; Рыбки уснул» в пруду; (В доме все стпхло давно, В погребе, в кухне темно; * Дверь ни одна не скрипит, Мышка за печкою спит». Маленький, комнатный мирок. И, наконец, типичная фраза мещанина, мелкого эгоиста, которому плевать на чужие радости и стра- дания, лишь только ему удалось построить свой тепленький семейный уют: «Кто-то вздохнул за стеной... Что нам за дело, родной!» Раскроем Джамбула: «Дремлет синяя звезда. На джайляу спят стада. Снят пуховые козлята, Верблюжата спят в степи, Золотые жеребята, Крутолобые телята, Тонкорунные ягнята. Ты, малышка, тоже спи! у Спят кузнечики в траве, Рыбки спят в Аму-Дарье. Тишине- глубокой внемля, Над рекою спит камыш. Спят цветы, озера, земли. -Отчего же ты не дремлешь,. Черноглазый мой малыш? Засыпай, малыш-казах, -Ты в испытанных руках, , ; ^ щ д Я О В В Н ^ Н Н М Ш Я 115 Сталин смотрит иа окошка —• Вся страна ему видна. И тебя он видит, крошка, й тебя он любит, крошка, За тебя, мой теплый крошка, Отвечает вся страна. ...Засыпай, малыш-казах, Кзыл-аскеры *) на часах». Та же знакомая схема, но как изменилась картина! Вместо уютного домика с прудом и садом, перед нами широкий стенной про- стор, любовно выписанный мягкой и сочной кистью. И, заметьте, уговаривая малыша спокойно спать, поэт не отгораживает его -от окружающего мира толстой стеной, чтоб не слышны были чужие вздохи, — как это делает автор текста моцартовокой «Колы- бельной»; наоборот, в самом существовании советской страны, во внимании вождя, в неусыпной бдительности красноармейцев-ча- совых он черпает доказательства того, что малыш может спокойно уснуть. И если в нервом -случае -взгляд ребенка как бы созна- тельно ограничивается у-зким кругом мышек и птичек, кухни и погреба, то здесь, у Джамбула, -он как бы расширяется -до пре- делов всей страны. Поэзию Джамбула можно с полным осно- ванием сравнить с поэзией Маяковского. -Как ни различно по своим формальным осо- бенностям творчество этих двух поэтов, оно имеет -много общего и по своей обществен- ной функции, и по своей страстности и це- ленаправленности. Когда перечитываешь -в хронологическом порядке вс-е, написанное -Маяковским, то чувствуешь, что перед тобой проходит отра- женная в поэтических образ-ах вся история нашей страны от семнадцатого года до -пер- вых побед первой пятилетки, потому что не было, кажется, ни одного 'крупного собы- тия, ни одного ведущего -боевого Лозунга, которых так или иначе не отразил бы поэт. Маяковский жил тем, чем жила вся страна, весь советский народ. Именно это, -в соеди- нении с высокой идейностью творчества и подлинным мастерством делает Маяковского «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Джамбул также поет обо всем, что вол- нует -советский народ. «Живьге свидетели •прошлых выступлений Джамбула говорят о том, что в старых песнях Джамбула отрази- лась вся история казахского народа за по- * Кзыл-аскер—красноармеец.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2