Сибирские огни, 1938, № 2
Оашде лучшие и вдохновенные песш Джамбула посвящены Сталину. Поэт 'Под- черкивают, что в них он лишь выражает от- ношение всего народа к своему вождю и ру- ководителю. В поеме. «'Моя родина» он рас- сказывает о своих поисках сравнения, кото- рое могло бы достойным образом показать значение Сталина. Сравнить вождя народов с океаном? Но океан ненадежен: и в нем по- рою корабли напарываются на рифы. С по- лярной звездой? йо она вечно стоит на од- ном месте, «каК приколотая гвоздем». С го- рами? Но даже у самой высокой торы видна вершина. С луной? Она холодна и бледна- и светит только ночью. И даже солнце не го- дится для (сравнения, ибо светит только в ясные дни. 'Не найдя достойного сравнения, поэт решает обратиться к народу: «С родною домброй но степям я Сокровище слов в народе найду... Я песни посею в пылких сердцах И вырастут песни степного певца. В песнях этих найдут поколенья Достойное Сталина сравненье». 'Еще в давние времена 'казахский 'Народ создал целый ряд оказаний о искателях ока- зочиой страны, где живется легко и при- вольно. Кажется, наиболее древнее и наибо- лее распространенное из них — это- сказа- ние о легендарном даете Асане Кайгы, ски- тавшемся :в поисках Жер-уюк — земли обе- тованной. В «книге песен и поэм Джамбула тоже есть такая легенда, носящая название «Утеген батыр», — единственный пока из- вестный нам образец дореволюционного творчества поэта. Действие поэмы -относится к 18 веку, когда белый царь, «кандалы суля и плети», пошел походом на Казахстан. Батыр Утеген, понимая, что ханы не смогут организовать сопротивление, что они продадут казахский народ -«за кокарды, за медали, за парчовые халаты», с пятьюдесятью джигитами от- правляется на поиски такой земли, где казахи, забыв гнет и насилие, нашли бы заветное счастье. В своих скитаниях Уте- ген и его спутники посещают Китай, земли хозаров в низовьях Волги, АктЮбинские стени, песш Кум-Арала, встречаются с ле- гендарным чудовищем Айдахаром, борются с белым змеем Абжиланом, о 'коварными жез- тырнаками, принимающими образ красавиц, чтобы погубить джигитов. После ряда при- ключений они, наконец, попадают в ска- зочную страну — Жиделы байсыи, где в невиданном изобилии растут ячмень, хло- пок и земляника, носятся стаи разнообраз- Сиб. огни № 2. 1РЗЗ г. 8. ной дичи, скачут козы и джейраны. Но увы, в этой благодатной стране сорок дней и но- чей искал Утонен трав, пригодных для ка- захских коней. Не нашел и заплакал, и ушел «в темноту хоронить золотую мечту». Так кончалась поэма раньше. Теперь она получила новый конец. Джамбул поет о яви, перед которой померкли сны. Он зовет Уте- гена взглянуть на возрожденный Казах- стан: «...Утеген, Утеген! Где же ты? Отзовись из немой темноты! Я, Джамбул, из: степей Джетысу Тебе новые вести песу. ...Посмотри — озарен, осиян, Встал одетый в лучи Казахстан. От Тянь-Шаня его простор До Уральских яшмовых гор. У казахов своя страна, Свои земли на все времена. У 'казахов цветет свой флаг, 'Как горячий пурпурный мак. У казахов сияет свой герб — В солнце слитые молот и серп. У казахов, как сбывшийся сон, Свой счастливый и мудрый закон. У казахов журчит, так арык, Свой живой и свободный язык. Урожай у казахов богат, Молодью заводы дымят. И своя в водоемах «ода, И свои по степям города». Живой свидетель истории 'казахского на- рода на протяжении почти целого столетия, сам деливший с ним и горе и радость, Джамбул неоднократно возвращается к те- ме сравнения прошлого и настоящего своей родины. «'Смотрю я на степь—ей конца не видать, шотрю я на степь — мою степь г ®е такать... ...1дю рвал нашу радость стервятник двуглавый, Восходит Союзной республики слава И реют одиннадцать гордых знамен». («Песня с'езду»). Прекрасны зеленые пастбища Восточного йазахстапа. И двадцать лет назад так же, как и сейчас, сияли радуги над кипучим во- допадом и сочные травы цвели па джайляу, но все эти богатства считались байскими, а бедняки, проклиная! судьбу, шли в голодные степи, где, как горькие слезы земли, белели солончаки. А нынче «все наше — и воздух, и пенье воды, джайляу, просторы полей и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2