Сибирские огни, 1938, № 2
са, Кере-хава, и приходит к заключению, что Ворошило® о ними несравним, ибо несет людям ие шюшоки крови и слез, а счастье, ибо любим -народом и поэтому — непобедим. -Взор Джамбула свободно устремляется за пред-еды родного (Казахстана, он -видит весь Советский Союз: «Я говорю: •«СССР» — и золотой встает Алтай, И Каоний вдребезги дробит светло-зеленые громады, . И льдами Арктика шуршит, -растит леса Карельский (Край, й склоны Грузии дарят народам гроздья винограда». («Советский бо-юз»). Когда он говорит, что Сталина 'Слушают «(казахи в степях, грузины в горах, зыряне в лесах, белорусеы -в полях», — мы чув- ствуем, что он не только знает названия на- родностей, населяющих COGP, по отлично представляет и природную обстановку, -в ко- торой они живут, и их национальные особен- ности. (Мысль (его летит и далее — за -пределы СССР: «(Солнце, скажи, что душою Джамбул В Киргизии, там, где поет Алымкул, (И в -Грузии солнечной, и в Кабарде, И там, где Мадрид, как батырский аул». («Песня солнцу»). В поэме о Ворошилове он дает следую- щую характеристику международной обста- новки: «Вселенная -снова в крови и'пожаре, Повеяло запахом стали и гари. В -Испании льется горячая кровь, В -горах Абиссинии тысячи вдов, Войну проклиная, (бредут на кладбища. В Манчжурии — после боев пепелища. Гремит (канонада в китайских краях. Взрываются мины в далеких морях». А -ведь этот древний -старик за всю свою жизнь только в 193:6 -г. -выехал за пределы родной республики! Правда, ведя 'бродячую жизнь акына, он из'ездил в свое время весь Казахстан и Киргизию, а трудная его про- фессия обязывала знать обо всем и откли- каться на вс-е события, волновавшие казах- ский народ. Устную казахскую поэзию недаром про- тивопоставляют дореволюционной нисьмет- 1 ной казахской литературе. -Если последняя, служа интересам национальной буржуазии, была по с-воей идейной, направленности враждебна народу, то устами акынов (по- этов-импровизаторов) и жирши (поэтов-ска- зит^лей) -казахский народ как раз и выра- жал свои подлинные горести и радости. Встречался, конечно,. норою и среди -акынов, такой, который, по словам Джамбула: «...за кусок бесбармака Слагал свои льстивые песни собакам, Униженно хано-в и беков хвалил, Грабителей выше звезды возносил, Бесчестно присваивал званье г-сроя Убийцам, ворам, атаманам разбои». Зато большинство могло повторить вслед' за Джамбулом: «...песня моя никогда не лгала. Ее не- слыхали ни бай, ни мулла. Подругой народа -в беде и веселье- Жила моя песня, живет и доселе». - ('«Поэма о- наркоме- Ежове»). Именно в песнях акынов и нашли свое отражение такие эпизоды борьбы казасшго- го народа с угнетателями, как восстание против хана Джангара в XIX веке -и восста- ние против царизма и баев в 19-16 г. (см. изданные в Алма-Ата в 1936 г. сборники «Повстанческие песни каз-ахо® XIX века» и «Песни о шестнадцатом годе-»). Учась своему искусству у крупнейших акынов -Казахстана, Джамбул -воспринял луч- шие традиции казахской устной поэзии. Родился Джамбул в -1846 г. в семь-е бед- няка Джабая. Когда ему исполнилось 12 лет, е-го дядя, известный домбрист, научил зго играть на домбре. «Я забыл о шалостях,— i говорит Джамбул. — Мне -казалось, что зве- нит не домбра, а мое молодое сердце». Вско- ре он ушел от отца и начал жить само- j стоятельно, добывая пропитание пением под аккомпанемент домбры. Пятнадцатилетним' мальчиком он добрался до аула, где жил зна- менитый акын Сююмбай. Подойдя к -его юр- те, молодой' певец тронул струны и запел. Старый акын сразу почувствовал талант мальчика." Он позвал -его в юрту. Джамбул i спел много песен. В одной из них, сложен- ной тут же, он выразил -восхищение песня- ми Сююмбая и желание стать 'его учеником.' ! Сююмбай согласился. Целую ночь рассказы- вал он мальчику о трудности мастерства акына и оставил его у себя. Они стали вме- сте выезжать в аулы, и Джамбул жадно учился. , Таково начало поэтической деятельности' Джамбула, 75-летие которой мы -отмечаем 20 мая. Вскоре поэт начал выступать еамостоя-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2