Сибирские огни, 1938, № 2
Грудью у витринных книжных груд. Моя фамилия в поэтической рубрике. Любуюсь я — это мой труд Вливается в труд моей республики. Учась у партии работаем» класса, постоян- но стремясь подняться на уровень идей большевистской партии, В. Маяковский му- жественно и честно боролся с своими ошиб- ками. Учась у коммунистической партии активному воздействию яа жизнь, активной борьбе за социалистическое строительство, яростно клеймил те(х, кто самоустранялся от жизни, от борьбы, для кого слово «про- летариат» было словом не поэтического по- рядка. Пролетариат — неуклюже и узко Тому,' кому коммунизм — западая. Для нас это слово — могучая музыка, Могущая мертвых сражаться поднять. Маяковский — подлинный новатор в об- ласти формы стихосложения. Но никогда стихотворное формальное новаторство не было для него самоцелью. Попеки новой формы Маяковский подчинял заданию — донести до массы с наибольшей полнотой звучания новое поэтическое содер- жание. Стихи должны были действовать не только путем чтения, но и через голос, сти- хи должны былп ораторствовать в больших аудиториях. Достижения Маяковского — это результат его колоссальной работы над освоением по- этического наследства прошлого, результат работы над «словесной рудой». По многу раз Маяковский примерял слово, вдумываясь в его смысл, по многу раз про- износил, напевал, вслушиваясь' в его звуча- ние. Слово п смыслом и звучанием должно было выразить чувства и мысли поэта, без- раздельно связавшего себя я свое творчест- во с судьбой революции, с борьбой за соци- ализм. Маяковский — лучший поэт советской эпохи. Но это отнюдь не значит, что поэти- ческие формы Маяковского — единственные формы советской поэзии 1 . У каждого поэта свои особенности, своя поэтическая индиви- дуальность. Следовательно, социалистическая поэзия, дающая безграничный простор для выражения поэтической индивидуальности, имеет • все для создания самых разнообраз- нейших форм, включая сюда и смелое дерзно- венное новаторство! Большое, новое содер- жание неизбежно потребует от поэта соот- ветствующей формы. Так и было с Маяковским. Новому полити- ческому содержанию, своей большой полити- ческой страсти Маяковский дал соответству- ющее свое формальное выражение. Поэто- му-то так велико влияние Маяковского на развитие советской поэзии. Пытаясь свернуть советскую поэзию, со- ветскую литературную молодежь с правиль- ной дороги, подлые троцкистско-бухарииские выродки произносили «речи», в которых «злободневпая» поэзия Маяковского называ- лась устаревшей, а комнатные стихи о «мокрых центифолиях» выставлялись в ка- честве ориентира. Такую именно линию и пытался навязать советской литературной молодежи подлый двурушник, предатель Бу- харин в своем докладе на Всесоюзном с'езде писателей. Подлые предатели видели, какое мощное Оружие революционной агитации и пропаганды социализма представляет поэзия Маяковского. Поэтому они травили Маяков- ского, клеветали на талантливого поэта. Против поэта-трибуна революции пускались в ход те же средства, что и против велико- го родоначальника пролетарской литерату- ры, классика социалистической литературы М. Горького. Начиная с повести «Мать», в которой с большой художественной убеди- тельностью изображены положительные ге- рои — большевики, меньшевистская крити- ка в топ всей буржуазной печати кричала о «конце Горького», о том, что его «заела тенденция», что «Горький исписался». Троц- кизм, пытаясь лишить пролетариат мощного оружия — художественного слова, клевет- нически утверждал, что пролетариат не мо- жет создать своей собственной литературы. А великий художник пролетариата, воспи- танный нашей партией, давал все более та- лантливые произведения, «разбивая в пыль и брызги» своим творчеством клеветниче- скую троцкистскую болтовню. Точно так же и поэт-трибун Маяковский на клеветнические выпады троцкистов и бу- харпнцев отвечал поэмами, пронизанными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2