Сибирские огни, 1938, № 2

что позволило поэту дать произведения боль- шой обобщающей художественной силы, такие поэмы, как «В. И. Ленин», «Хорошо», ©ступлешие! к поэме о пятилетке «Во весь голос» и ряд других. Во времени революции Маяковский был известен, как сложившийся, созревший по- эт, автор поэм большой художественной и социальной значимости. Еще в годы импе- риалистической войны им написаны такие поэмы, как «Война и мир», «Человек», «Об- лако в штанах». Эти поэмы исполнены не- нависти к строю частной собственности. Но из мира частной собственности Маяковский пришел в революцию с известным наслед- ством, «родимыми пятнами капитализма» «(Маркс). С этим наследством прошлого Ма- яковский вел постоянную борьбу, «стано- вясь на горло собственной песне»: И мне бы строчить романсы на вас — Доходней оно и прелестней. Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне. Поэт смирял «романсы», смирял изящное звучание «соловья». «Строку агитаторским лозунгом взвей!» Сегодня время ие «романса» и «соловья». Я буду писать и про то и про это, Но нынче не время любовных ляс Я всю СВОЮ I звонкую силу поэта Тебе отдаю, атакующий класс. Задания атакующего класса требовали всей полноты звучания «сил поэта». И что- бы отдать полностью атакующему классу ©вой поэтические силы, необходимо стать на горло песне «любовных ляс». И Маяковский •это делал. Пусть дореволюционный N Маяковский в своей поэзии идейно не только не целен, по и противоречив. В ранних произведениях Маяковский скорее мелкобуржуазный бун- тарь-одиночка, чем сознательный пролетар- ский революционер. Причину такой проти- воречивости у дореволюционного Маяковско- го надо искать в его отходе от прямой пар- тийной работы, в его самоустранении ©т практики повседневной революционной борь- бы, в отрыве от масс. Отсюда и усложнен- ная форма его творчества и его футуристи- ческие эксперименты. Но грянула революция и открыла перед поэтом блестящую и вместе реальную пер- спективу весны социализма. Прежняя мечта о свободном человеке, мечта туманная, нео- пределенная, романтически .расплывчатая сменилась конкретной практической задачей борьбы за человека социалистического об- щества, за новые отношения людей на базе социализма. Прежнее, зачастую пессимистическое во- сприятие действительности сменяется энту- зиазмом борьбы, революционным оптимизмом, глубокой верой в окончательную победу сил революции, в окончательную победу соци- ализма. Прежнее отрицание действительно- сти сменяется утверждеииам новой родины, мечта человечества осуществляется, прини- мает реальность. Он видит в социалистиче- ском отечестве прообраз весны всего чело- вечества: И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое отечество, республику мою. Всей мощью своего таланта поэт участву- ет в социалистическом преобразовании сво- ей родины, и, участвуя, он ввдиг, как его родана преображается, он чувспвует себя хо- рошо. Даже небо родины засветилось новой небывалой синью: -Надо мною небо — синий шелк. Никогда не было так хорошо! Поэт подчиняет все свое творчество зада- чам борьбы за социализм. И сознание, что его целеустремленный труд, труд, формирующий новое человече- ское сознание, служит прямому делу его родины-республики, наполняет поэта гор- достью:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2