Сибирские огни, 1937, № 5-6

этом не сохранилось. Знали старики только одно: предки прикочевали сюда со стороны Баяп-аула, как, при каких обстоятель­ ствах — неизвестно. Быть может джюг — •бескормица погнала аул к городу. Город из­ давна сулил заработки, и всегда что-нибудь да строили в городе или в крепости—то тюрьму надстраивали, то пороховые склады, го лаба­ зы. С незапамятных времен стали казахи ра­ ботать в городе на перевозке кладей, на пристанях, на кожевенных и шубных заво­ дах. Когда Раким пришел — работу поблизости Омбы найти было не слишком трудно. Со сто­ роны Урала через Челябу и город Петра и Павла потянулась в сторону Омбы бесконеч­ но длинная песчаная насыпь. На эту насыпь в ближайшие годы должны были лечь рель­ сы будущего Великого Сибирского железно­ дорожного пути. Однако Раким не пошел ¡в землекопы. При первой попытке заняться подобной работой заболела у юноши грудь. И несколько лет Раким бродил вокруг города Омбы, нанимаясь батрачить к богатым дере­ венским хозяевам — косил сено, пас скот. Но, в конце концов, пршлось-таки взять­ ся за лопату, хотя и не на постройке желез-- ■ной дороги. Русские баи платили за пастьбу скота и за сенокос, в общем, пе больше, чем баи казахские. Иногда при окончательном рас­ чете за год не выходило и козленка. А в го­ роде, который, в связи' с постройкой желез­ ной дороги, заметно рос, — рабочим платили все же побольше. Много было дел в городе. Дровосеки вырубили тенистую Маланьину ро­ щу, что стояла раньше между крепостью и торговым рядом. На месте этой рощи к у п ­ цы стали строить оптовые склады. А напро­ тив генерал-губернаторского дворца некий хитрый Зайцев воздвиг «Европу». Из окон «Европы» загремела музыка, внутри «Евро­ пы» плясали блистающие девицы. Все это возвещало о новых, еще небывалых време­ нах. И недаром купчиха Шаниха взялась за постройку на горе огромнейшего, еще неви­ данного в Омбы магазина. Копать ямы для фундамента этого магазина и нанялся Раким. Тут-то п произошел случай, заставивший Ракпма задуматься. Друг Ракима, такой же казах-землекоп, вырыл однажды из земли кость, берцовую кость, величиной в полтора аршина. «Кость богатыря!» — подумал Ра­ ким. На постройке магазина купчихи Шанихи работало много людей. Здесь были и казахи, и разорившиеся переселенцы, которых много появилось в степях после проведения желез­ ной дороги, и бедные Жители Омбы — обор­ ванные люди с Мокринского, Бутырского и Лутонского форштадтов. Эти жители Омбы хорошо говорили по-]казахски. Должно быть, были потомки тех солдат и казенных рабо­ чих, которые убегали от худой жизни из кре­ пости в аулы. «Кость богатыря?» — спросил у них Раким. «Очень просто, что и так!» — ответили они. Такого же мнения придерживались и переселенцы. Все с инте­ ресом рассматривали кость. «Вот быть бы тацим богатырем — полдела было’ бы рабо­ тать!» — подумал Раким. — «А впрочем, был бы богатырем, не стал бы работать за гроши у Шанихи. Эх, почему, в самом деле, я не богатырь!» . 2 . Рамазап тоже думал, как бы сделаться мо­ гучим. Но едва ли Рамазан, увидев кость ма­ монта, принятую за кость богатыря, стал бы раздумывать о сказочных временах прошло­ го. Рамазана заинтересовало бы только одно— нельзя ли эту кость выгодно продать. Не мечтал Рамазан отать богатырски сильным— он знал, что, в лучшем случае, попадешь тогда в цирк, как это случилось с одним степным юношей Хаджи Муханом. Быть бор­ цом — это уж не такое великое счастье, у них часто затылки трещат на арене. Вот стать бы хозяином цирка — это лучше. Знай, подсчитывай денежки. Сила в золоте. Начав с маленьких коммерческих сделок, Рамазан быстро постиг науку обсчета, обма­ на, обвеса. И, между прочим, понял, что при умении выгоднее всего бывает перепродавать, как товар, труд людей. Рамазан мечтал стать со временем более богатым и знатным, чем купчиха Шаниха или содержатель «Европы» Зайцев. Не очень-то уважал Рамазан этих русских коммерсантов, он видел, что в городе Омбы появились лю­ ди гораздо более предприимчивые, чем купчи­ ха Шаниха и ресторанадержатель Зайцев. Так, например, самую необходимую для кре­ стьян вещь — плуги стал мастерить в горо­ де Омбы не русский фабрикант, а датчанин Рандрун, приехавший вскоре после того, ка к в степь хлынули из-за Урала переселенцы. Датчанин даже Рамазана убедил заняться земледелием — так ловко он всучивал свои плуги всем и каждому. Рамазан нанял батра­ ков и стал сеять хлеб на отдаленном участ­ ке в степи. Русские коммерсанты только гла­ зами хлопали, видя, ка к датчанин рас­ ширяет свой плугостроительный и чугуто- нолитейный завод. А сколько еще ино-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2