Сибирские огни, 1937, № 5-6
этом не сохранилось. Знали старики только одно: предки прикочевали сюда со стороны Баяп-аула, как, при каких обстоятель ствах — неизвестно. Быть может джюг — •бескормица погнала аул к городу. Город из давна сулил заработки, и всегда что-нибудь да строили в городе или в крепости—то тюрьму надстраивали, то пороховые склады, го лаба зы. С незапамятных времен стали казахи ра ботать в городе на перевозке кладей, на пристанях, на кожевенных и шубных заво дах. Когда Раким пришел — работу поблизости Омбы найти было не слишком трудно. Со сто роны Урала через Челябу и город Петра и Павла потянулась в сторону Омбы бесконеч но длинная песчаная насыпь. На эту насыпь в ближайшие годы должны были лечь рель сы будущего Великого Сибирского железно дорожного пути. Однако Раким не пошел ¡в землекопы. При первой попытке заняться подобной работой заболела у юноши грудь. И несколько лет Раким бродил вокруг города Омбы, нанимаясь батрачить к богатым дере венским хозяевам — косил сено, пас скот. Но, в конце концов, пршлось-таки взять ся за лопату, хотя и не на постройке желез-- ■ной дороги. Русские баи платили за пастьбу скота и за сенокос, в общем, пе больше, чем баи казахские. Иногда при окончательном рас чете за год не выходило и козленка. А в го роде, который, в связи' с постройкой желез ной дороги, заметно рос, — рабочим платили все же побольше. Много было дел в городе. Дровосеки вырубили тенистую Маланьину ро щу, что стояла раньше между крепостью и торговым рядом. На месте этой рощи к у п цы стали строить оптовые склады. А напро тив генерал-губернаторского дворца некий хитрый Зайцев воздвиг «Европу». Из окон «Европы» загремела музыка, внутри «Евро пы» плясали блистающие девицы. Все это возвещало о новых, еще небывалых време нах. И недаром купчиха Шаниха взялась за постройку на горе огромнейшего, еще неви данного в Омбы магазина. Копать ямы для фундамента этого магазина и нанялся Раким. Тут-то п произошел случай, заставивший Ракпма задуматься. Друг Ракима, такой же казах-землекоп, вырыл однажды из земли кость, берцовую кость, величиной в полтора аршина. «Кость богатыря!» — подумал Ра ким. На постройке магазина купчихи Шанихи работало много людей. Здесь были и казахи, и разорившиеся переселенцы, которых много появилось в степях после проведения желез ной дороги, и бедные Жители Омбы — обор ванные люди с Мокринского, Бутырского и Лутонского форштадтов. Эти жители Омбы хорошо говорили по-]казахски. Должно быть, были потомки тех солдат и казенных рабо чих, которые убегали от худой жизни из кре пости в аулы. «Кость богатыря?» — спросил у них Раким. «Очень просто, что и так!» — ответили они. Такого же мнения придерживались и переселенцы. Все с инте ресом рассматривали кость. «Вот быть бы тацим богатырем — полдела было’ бы рабо тать!» — подумал Раким. — «А впрочем, был бы богатырем, не стал бы работать за гроши у Шанихи. Эх, почему, в самом деле, я не богатырь!» . 2 . Рамазап тоже думал, как бы сделаться мо гучим. Но едва ли Рамазан, увидев кость ма монта, принятую за кость богатыря, стал бы раздумывать о сказочных временах прошло го. Рамазана заинтересовало бы только одно— нельзя ли эту кость выгодно продать. Не мечтал Рамазан отать богатырски сильным— он знал, что, в лучшем случае, попадешь тогда в цирк, как это случилось с одним степным юношей Хаджи Муханом. Быть бор цом — это уж не такое великое счастье, у них часто затылки трещат на арене. Вот стать бы хозяином цирка — это лучше. Знай, подсчитывай денежки. Сила в золоте. Начав с маленьких коммерческих сделок, Рамазан быстро постиг науку обсчета, обма на, обвеса. И, между прочим, понял, что при умении выгоднее всего бывает перепродавать, как товар, труд людей. Рамазан мечтал стать со временем более богатым и знатным, чем купчиха Шаниха или содержатель «Европы» Зайцев. Не очень-то уважал Рамазан этих русских коммерсантов, он видел, что в городе Омбы появились лю ди гораздо более предприимчивые, чем купчи ха Шаниха и ресторанадержатель Зайцев. Так, например, самую необходимую для кре стьян вещь — плуги стал мастерить в горо де Омбы не русский фабрикант, а датчанин Рандрун, приехавший вскоре после того, ка к в степь хлынули из-за Урала переселенцы. Датчанин даже Рамазана убедил заняться земледелием — так ловко он всучивал свои плуги всем и каждому. Рамазан нанял батра ков и стал сеять хлеб на отдаленном участ ке в степи. Русские коммерсанты только гла зами хлопали, видя, ка к датчанин рас ширяет свой плугостроительный и чугуто- нолитейный завод. А сколько еще ино-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2