Сибирские огни, 1937, № 5-6
V ПОВЕСТЬ О ЛЮДЯХ ИЗ-ЗА РЕКИ 1. Это было в 1893 году, в том году, когда Владимир Ильич Ульянов-Денин, приехав в столицу империи, раз’ясиял петербург ским рабочим причины их нищеты и учил, ка к надо бороться с эксплоататорами. Раким жил не в Петербурге и не принадле жал к числу тех, кому посчастливилось слу шать Ильича. Раким скитался по Прииртыш- (жой степи и слушал свист ветра, шорох трав, мычание скота да голос своего желуд ка. А в желудке часто урчало. «Козленок не может служить достойным вознаграждением за двенадцать месяцев ра боты!» — думал Раким. Когда Ракиму было лет десять, козлята, может быть, и казались ему громадными животными. Но Ракиму стук нуло уже двадцать два, а черлаксвий бай, ка к и двенадцать лет назад, расплачивался с Ранимом таким же самым маленьким коз ленком. Как будто бы Раким остался карли ком! Но Раким давно уж превратился из слабосильного подпаска в молодого пастуха. — Пора мне в Омбы! — решил Раким. — Коня нет — уйду пешком! И пошел. Шесть дней шагал Раким яо широкой степной до роге, а на седьмой день за рекой в тумане сверкнули кресты на церковных куполах го рода Омбы. Город, называемый казахами Омбы, стоял, обернувшись к реке задом. Бревенчатым ты лом сарайчиков, амбарчиков, уборных, ветхи ми досчатыми заборами, вонючими навозными кучами обрывался город Омбы в широкую желтую реку. Но среди бурного, мрачного хаоса деревянных построек высились некие белокаменные громады. Слава об этих бело каменных зданиях прошла от Урала до Ал тая, да, пожалуй, что и до самого Небесного Хребта, отделяющего владения белого царя от владений богдыхана. В белом каменном дворце посередине Омбы жил суровый хо зяин степей — степной генерал-губернатор, скрепляющий приказы свои большой печатью с изображением мечети и полумесяца, при крытых пузатою императорской короной. Не подалеку от дворца высилось управление Сибирского казачьего войска, которому при надлежали лучшие земли, отобранные у степ ных народов. Поблизости от этого здания громоздился корпус, в котором жили и учи лись маленькие кадетики, — будущие ка зачьи и армейские офицеры. Влево от корпу са тянулись поросшие беленой и чертополо хом валы крепости, в которой квартировал гарнизон. А за крепостью, на краю города, стояла многоэтажная областная тюрьма. Раким разглядел с левого берега все эти известные ему по рассказам строения. Жуть пробрала Ракима. Он не спешил перепра виться на пароме в город Омбы. Прежде чем итти туда, он решил остановиться в малень ком ауле, приютившемся в речной низине, ка к раз напротив города. Аул этот мало походил на степные аулы. Землянки тесно лепились друг к другу. И на летнее кочевье жители аула уходили далеко. Не па своей земле стоял аул. Земля была арендована у правления казачьего войска, за каждую десятину пастбищ и сенокосов приходилось платить. Лет сто существовал аул напротив города Омбы. Старики передавали древние предания о тех временах, когда город Омбы был очень мал, когда домишки города только-только еще начинали строиться близ крепости. Тогда на чальники крепости торжественно принимали баев и султанов, продававших земли казах ского города русским царям в обмен на чины и ордена. ,Из крепости в степь выступали карательные отряды, чтоб жечь аулы тех казахов, которые не хотели уступать своих земель. Но появлялись в степи и другие рус ские — мнрпые русские: беглые солдаты, казаки, ссыльно-поселенцы, рабочие казен ных заводов, которым была невмоготу жесто кость начальства. Эти русские принимали степной обычай, женились на казахских де вушках. Вот какие времена помнил аул. Почему же поселились казахи так близко от страшной крепости? Точных сведений об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2