Сибирские огни, 1937, № 5-6

V ПОВЕСТЬ О ЛЮДЯХ ИЗ-ЗА РЕКИ 1. Это было в 1893 году, в том году, когда Владимир Ильич Ульянов-Денин, приехав в столицу империи, раз’ясиял петербург­ ским рабочим причины их нищеты и учил, ка к надо бороться с эксплоататорами. Раким жил не в Петербурге и не принадле­ жал к числу тех, кому посчастливилось слу­ шать Ильича. Раким скитался по Прииртыш- (жой степи и слушал свист ветра, шорох трав, мычание скота да голос своего желуд­ ка. А в желудке часто урчало. «Козленок не может служить достойным вознаграждением за двенадцать месяцев ра­ боты!» — думал Раким. Когда Ракиму было лет десять, козлята, может быть, и казались ему громадными животными. Но Ракиму стук ­ нуло уже двадцать два, а черлаксвий бай, ка к и двенадцать лет назад, расплачивался с Ранимом таким же самым маленьким коз­ ленком. Как будто бы Раким остался карли­ ком! Но Раким давно уж превратился из слабосильного подпаска в молодого пастуха. — Пора мне в Омбы! — решил Раким. — Коня нет — уйду пешком! И пошел. Шесть дней шагал Раким яо широкой степной до­ роге, а на седьмой день за рекой в тумане сверкнули кресты на церковных куполах го­ рода Омбы. Город, называемый казахами Омбы, стоял, обернувшись к реке задом. Бревенчатым ты­ лом сарайчиков, амбарчиков, уборных, ветхи­ ми досчатыми заборами, вонючими навозными кучами обрывался город Омбы в широкую желтую реку. Но среди бурного, мрачного хаоса деревянных построек высились некие белокаменные громады. Слава об этих бело­ каменных зданиях прошла от Урала до Ал­ тая, да, пожалуй, что и до самого Небесного Хребта, отделяющего владения белого царя от владений богдыхана. В белом каменном дворце посередине Омбы жил суровый хо­ зяин степей — степной генерал-губернатор, скрепляющий приказы свои большой печатью с изображением мечети и полумесяца, при­ крытых пузатою императорской короной. Не­ подалеку от дворца высилось управление Сибирского казачьего войска, которому при­ надлежали лучшие земли, отобранные у степ­ ных народов. Поблизости от этого здания громоздился корпус, в котором жили и учи­ лись маленькие кадетики, — будущие ка ­ зачьи и армейские офицеры. Влево от корпу­ са тянулись поросшие беленой и чертополо­ хом валы крепости, в которой квартировал гарнизон. А за крепостью, на краю города, стояла многоэтажная областная тюрьма. Раким разглядел с левого берега все эти известные ему по рассказам строения. Жуть пробрала Ракима. Он не спешил перепра­ виться на пароме в город Омбы. Прежде чем итти туда, он решил остановиться в малень­ ком ауле, приютившемся в речной низине, ка к раз напротив города. Аул этот мало походил на степные аулы. Землянки тесно лепились друг к другу. И на летнее кочевье жители аула уходили далеко. Не па своей земле стоял аул. Земля была арендована у правления казачьего войска, за каждую десятину пастбищ и сенокосов приходилось платить. Лет сто существовал аул напротив города Омбы. Старики передавали древние предания о тех временах, когда город Омбы был очень мал, когда домишки города только-только еще начинали строиться близ крепости. Тогда на­ чальники крепости торжественно принимали баев и султанов, продававших земли казах­ ского города русским царям в обмен на чины и ордена. ,Из крепости в степь выступали карательные отряды, чтоб жечь аулы тех казахов, которые не хотели уступать своих земель. Но появлялись в степи и другие рус­ ские — мнрпые русские: беглые солдаты, казаки, ссыльно-поселенцы, рабочие казен­ ных заводов, которым была невмоготу жесто­ кость начальства. Эти русские принимали степной обычай, женились на казахских де­ вушках. Вот какие времена помнил аул. Почему же поселились казахи так близко от страшной крепости? Точных сведений об

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2