Сибирские огни, 1937, № 5-6

РАССКАЗЫ ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ \) СТАЛИНСКИЙ ЗАВОД М. П. РУ С С К И Х Освоение такой машины, ка к блюминг, далось мне не легко. Сам я крестьянин но происхождению. От отца остался девяти лег. Ну, плуг видел, сеялку... А тут воп какой сложный стан! Величиной чуть не во весь цех, огромной силы. Одно время был у нас мастер — немец. Тот на меня только рукой махал и смеялся: «Надорвешься, Русских, а с машиной не справишься». А я, надо ска­ зать, редко и домой заходил. Когда обучал­ ся — круглые сутки в цехе. Однако не на­ дорвался. Прошлым летом на курорт ездил, этим опять поеду. Ноддержаться можно... В настоящий толк меня ввели паши рабо­ чие — южане. Народ свой. Мпе оне передали псе свои знания. Будут читать мой рас­ сказ — передаю им спасибо за учебу. Помогал мпе еще начальник смены. Хо­ роший инженер, дело знает. Вот постепенно остаемся мы одни — молодежь. Южане по­ дались к себе, на южпые заводы. Приходим с начальником однажды в цех — выясняет­ ся: простоял наш блюминг полные две сме­ ны. Вальцовщик и так и сяк бьется — впу­ стит под валки раслсаленпую болванку, ве­ сом в ней 8 тонн. А ее словно шпагатину скручивает ж гу том . — жутко смотреть! На­ чальник говорит: — Взгляни, Михаил. Если причину ус­ тановишь, потребуются люди — дам. Я взглянул: куда у вальцовщика металл течет, в какие калибры. Что же вышло? Валки подработались, подтерлись, надо одну сторону поставить выше, другую — ниже. Встаю на рабочее место, настраиваю валки и — блюминг пошел. Наша заводская молодежь к учебе жад­ ная, к машине рвется. Но все тонкости ме­ ханизма сразу не усвоишь. Другой научится рычагами двигать и двигает. А дело все-та­ ки не идет. Практика нужна и знания. Мне вот сейчас все надо знать — вплоть до химии газа, до учета разницы нагрева болванок. Иначе не получишь сноровки — и себе тяжело, и машине — горе. В 1935 году дошел до нас слух о мировых рекордах шахтера товарища Стаханова. Ну, правда, его показатели всех заинтересовали. Как-то встречаюсь я со своим начальником, инженером смены, и начинаю разговор: — «А мы чем не люди? Давай хороший металл, людей помоги сговорить —■ я тоже перехо­ жу на новый метод». Начальник согласился. Продумал все, под­ считал, людей более правильно расставил. А главное, добился своевременной подачи ме­ талла из мартена и нагревательных колод­ цев. Это была самая загвоздка. Не_ подадут во-время болванок, не прогреют их, как на­ до, — хоть ты семи пядей будь во лбу, а пустой блюминг не погонишь. Людей же своих сговорили мы быстро — бригада подобралась хорошая, дружная, на стахановскую работу все перешли согласно. И вот 10 февраля — день этот в моей жиз­ ни исторический — выдал я 247 слитков и перекрыл проектную мощность стана. В то время это явилось всесоюзным рекордом. А надо сказать: наш блюминг — работы немецкой фирмы, и нормы немецкие инже­ неры сознательно занизили в расчете на на­ шу неумелость. Шел монтаж, а мы уже тог­ да спрашивали установщиков-пемцев: — Сколько ваши мастера на такой маши­ не выдают? — 230— 235 слитков, — отвечают. — Почему же в проекте меньше? — Потому что вам столько никогда не выдать. — Так уж и никогда? — Ну, может быть, лет через двадцать. Прошло три года и мы перекрыли не только проектную мощность, но и рекорды немецких мастеров. Полагалось нам выда­ вать. 1100 тони металла в смену, а мы — 1600— 1800 тонн. Правда, блюминг мы перемонтировали по-своему, приноровили подшипники своего изобретения. В общем, блюминг стал сильнее, и лучше против того, что нам продал немец.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2