Сибирские огни, 1937, № 5-6
ди, таинственно выползающие откуда-то из тунгузских пустынь». Грусть и унылость под черкиваются и эпитетами, передающими зри тельные и слуховые ощущения: «бледное небо, высокие берега, белые скалы с траурной кай мой», «молчаливые ленские горы», «угрюмая и безлюдная Лена», Морозный выстрел, раздавшийся с реки, пи сатель сравнивает с криком хищной птицы. «Казалось, что какая-то чудовищная птица ле тит со страшной быстротой над рекой и сто нет». Это приближался к станку курьер ир кутского генерал-губернатора. Пейзажи Короленко были грустны, как гру стна была жизнь старой дореволюционной Сибири. Но произведения его не были песси мистическими, от них не веяло настроениями безысходности. За бледной зеленью,'’за тру пами деревьев, за траурной каймой скал он видел впереди огни и они, переливаясь яркими блесками в глухой тайге, неустанно манили его к себе. Короленко в своих рассказах «по-новому за говорил о человеке, о человеческой личности, о достоинстве человека, заговорил, как стойкий оптимист, как певец человечности». «Человек создан для счастья, как птица для полета», — восклицает один из героев Коро ленко («'Парадокс»). Эта фраза была в цент ре всей творческой работы писателя, она как бы пронизывала все его произведения. «Чело веческое счастье, — говорит Короленко в од ном из своих рассказов, — честное человече ское счастье дает душе что-то целительное и возвышающее. И я думаю всегда, что люди обязаны в сущности быть -счастливыми». И Короленко, как художник, как обществен ный деятель, боролся за право человека на ра достную и счастливую жизнь, осуществленную сейчас в стране социализма. Он боролся про тив порядка вещей, установленного царизмом. «Вся его жизнь была борьбой за справедли вость, одним беспрерывным противлением злу российского бесправия» I. В сибирских очерках и рассказах он изо бличал административный произвол, насилия и притеснения человеческой личности, которые видел на станках ленского тракта, в «рези денции» золотых приисков, в «содержающей» тюрьме Томска, в далекой Якутии. Он написал об этом с такой силой художественного обоб щения, что каждый его очерк звучит, как при говор царизму. После возвращения из сибирской ссылки, Ко роленко неустанно вступал в мужественную борьбу всякий раз, когда видел, что нарушена справедливость и совершено насилие. В го лодный 1891 год он боролся за общественную помощь голодающим. В 1895 году он горячо выступил в защиту удмуртов, ложно обвинен ных в человеческих жертвоприношениях. Он страстно протестовал против антисемитской травли и еврейских погромов («Дом № 13», процесс Бейлиса), против правительственных репрессий в эпоху подавления революции 1905 года, против смертных казней, которыми правительство расправлялось с революционера ми. Излюбленные образы Короленко — это об разы правдоискателей, романтиков, мечтателей. Он любовно рисовал свободолюбивых и сильных людей. Его Диац (рассказ «Мгнове- 1 «¡Правда», № 354, 25 декабря-1936 г. ние»), просидевший много лет на острове в замке, в черную ночь бежит из заключения и бросается на утлой лодке в бушующее море, почти на верную гибель. «Но кипучий восторг переполнил его застывшую душу. Он знал, что он свободен, что ничто в целом мире те перь не сравняется с ним, потому что все хо тят жизни... А он... Он хочет только свободы» Короленко искал в людях «искру» и, находя ее, радовался, воспевал ее. — Ну, да, я знаю: у вас они все «искру пре, являют». Вот и этот еще тоже с искрой, дол жно быть, — говорил Короленко -его приятель, когда они попали с ним на заимку и познако мились с бродягой Степаном. Степан действительно оказался с «искрой» и Короленко воспел его в превосходном расска зе «Марусина заимка». Он.нарисовал в своих рассказах целую гал- лерею искателей «праведной жизни», борцов «за прав-закон, свободолюбивых людей, рву щихся на волю. В рассказе «Соколинец», опи сав одиссею побега группы бродяг с острова Сахалина, Короленко заключает: «...Бродяга спал, а мои мысли ие давали мне покоя. Я за был о том, что привело его в тюрьму и ссыл ку, что ¡пережил он, что сделал .в то время, когда «перестал слушать родителей». Я видел в нем только молодую жизнь, полную энергии и силы, страстно рвущуюся на волю...». Толстовская проповедь «непротивления злу» встретила с его стороны блестящую отповедь. На легенды и притчи Толстого Короленко от ветил блестящим «Сказанием о флоре». «Сила руки — зло, когда она поднимается для грабежа и обиды слабейшего, — писал Короленко в этом замечательном произведе нии, — когда же она поднята для труда, защиты ближнего она — добро... Огонь не тушат огнем, а воду не заливают водой. Это правда. Но камень дробят камнем, сталь отражают сталью, а силу — силой». Эти слова и сейчас, звучат как пламенный призыв, «призыв к решительной борьбе против беснующихся сил варварского фашизма И его гнусной агентуры» («Правда»). По своему мировоззрению Короленко не шел дальше либерального народничества. Он не был революционером, борьбе революционной он предпочитал использование «легальных воз можностей». Противоречие классов, классовую борьбу, которая развивалась тогда в стране с все обостряющейся силой, он не видел. Он не видел путей революции. Короленко -не показывает в своих произве дениях осознание массами классовых интере- 'сов. У него нет индустриальной тематики, нет показа революционной борьбы рабочих. Он прошел мимо хозяйственной жизни деревни, не показал антагонизма между ее социальными группами. Но он, в отличие от прежней народ нической беллетристики, рисовал не сплошную безликую массу, а создавал типические харак теры. Со страниц его произведений вставали люди, которые разрушали традиционное, глу боко неверное представление народничества о народе. В творчестве своем Короленко об’ективно шел дальше своих воззрений. В день пятнадцатилетия со дня смерти В, Г. Короленко «Правда» писала: «Короленко дорог нам как художник слова, как обще ственный деятель именно тем. что он далеко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2