Сибирские огни, 1937, № 5-6

шлют рабочие, колхозники, рабселькоры, школьники. Новосибирское издательство обра­ тилось к колхозникам, рабочим и культурным работникам края с открытым письмом о запи­ си произведений народного творчества. И в ответ получило тысячи частушек, сотни стихо­ творений, десятки песен, сочиненных народом. Прислали свои песни жители далекого Нары- ма, колхозники Кулунды, рабочие Сталинска, охотники и пастухи Ойрогии и Горной Шо­ рни. В крае почти не оказалось такого района, который не прислал бы своих песен и часту­ шек. Сибирь поет! Поет край, который столетия славился своей угрюмой суровостью, «тоской и унынием». Чехов, проехавший через Сибирь с края и до края, отмечал в своих корреспон­ денциях, что на всем своем пути он не слы­ шал в Сибири ни одной песни. «Сибирский крестьянин, — писал он, — не живописец, не музыкант, не ¡певец. По деревне вы редко ус­ лышите гармошку и не ждите, чтобы ямщик затянул песню». Да и до песен ли тут было! В Сибири была только одна песня — звериная песня тайги. В Сибири господствовали одни мелодии — мело­ дии кандального звона. Здесь, — писал Елпа- тьевский, — «не поется песня, nie думается ду­ ма, не мечтается мечта. Глохнут старые песни, старые легенды; тухнут старые воспоминания, глохнет даже голос». И если порой из дремучего воя тайги и кандальных перезвонов вырывалась песня, то это была песня тоски и безысходного горя. Большевик Шаповалов, бывший в ссылке вместе с В. И. Лениным в Минусинском уезде, записал в с ел е Т есь наиболее любимую тогда песню сибирской молодежи: Не от радости, а с горя да печали, Не от радости, а с горя да тоски За рекою паренечки разгулялись, Разгулялись за рекой пареньки. Эй, гуляй, пока широкое раздолье, Эй, поди-ка, попляши-ка трепака. В буйном говоре да в песенке веселой, Даже в песенке доносится тоска... «В первый раз я услышал песню в мороз­ ный вечер, едучи на почтовых по скрипучему снегу, — писал Короленко. — Пел якут-ям­ щик, но я довольно долго принимал эти ти­ хие монотонные звуки за скрип полозьев.., И эти звуки лились тихо, однообразно и жалоб­ но». И вот Сибирь поет! И каждый раз, когда на землю опускается вечер, весь ¡край живет в музыке, в поэзии, весь край поет. И не петь не может. Об этом прекрасно сказал колхоз­ ник Прокопьевском) района в своем стихотво­ рении: Дорогой товарищ Сталин! Жить без песни не могу. День, советский день новой Сибири, напол­ нен до краев высокой энергией — энергией социалистического роста. Лучшие люди края, работают ли они с отбойным молотком в шах­ те, варят ли сталь в мартенах, летают ли на самолетах, поднимают ли тракторами целинные земли, убирают ли комбайнами колхозные уро­ жаи, — они знают, чувствуют, что^ их труд — труд свободный, радостный, творческий. И они, строители и мастера своей страны, своей родины, герои славного стахановского движения, полны внутреннего под’ема, энтузи­ азма, жизнерадостной молодой энергии. Они полны радостных мыслей и глубоких, волну­ ющих чувств. И их мысли ищут художественного вопло­ щения, их чувства требуют яркого, красочно­ го, глубокого выражения в искусстве. И отсю­ да — небывалая любовь к музыке, ¡песне и широчайший небывалый ¡разлив народного творчества. «¡Народное творчество, — ¡писала «'Правда»,— это сама жизнь, это умонастроения и чувства миллионов'людей. Народные поэты, сказители, музыканты слагают стихи, песни, рассказы, ча­ стушки. Их творческие работы идут в глуби­ ны народных масс, обогащаясь и видоизменя­ ясь, приобретая черты коллективного автор­ ства, становясь выражением народных дум и чувств». ¡В издании ОГИЗа ¡выходит первый сборник I «¡Народных ¡рассказов и несен». Сборник охва. ' тывает ¡незначительную долю тех прекрасных народных творений, которые созданы в крае после Великого ¡Октября. Он — начало той большой работы, ¡которую нужно провести по изданию устного ¡народного творчества в ¡крае. В сборнике печатаются: Двадцать песен (русских, Шорских, хакас­ ских и ойротских) о Ленине и Сталине, о Ста­ линской Конституции, о борьбе красных пар­ тизан с колчаковщиной, об индустриализации Сибири, о колхозах, около трехсот частушек, рассказы колхозников о встрече с товарищем Лениным в шушенской ссылке, воспоминания колхозника Трофимова о по­ беге Свердлова из нарымской ссылки, рассказы стахановцев-орденоносцев о встре­ чах с товарищем Сталиным, рассказы крепильщика шахты им. Эйхе о том, «Как товарищ Ворошилов в забое рабо­ тал», и рассказ забойщика Помыткина «О ¡по­ дарке товарища Молотова», рассказы партизан о борьбе с колчаков­ щиной, сказы о коллективизации, о закреплении зе­ мли за колхозами на ¡вечное ¡пользование. пять легенд: эвенкийская, хакасская, казах, ская, русская, остяцкая. В сборнике печатается большая сказка ска­ зительницы Росляковой «Царь-паук и красные маки». В стихах, пеонях, сказаниях 'народ ¡воспевает победы социалистического строительства, слав­ ные деяния мужественных борцов за социа­ лизм, поет песни в честь своих мудрых вели­ ких вождей Ленина и Сталина. Песни и рас­ сказы народа полны любви к ' своему отече­ ству, партии большевиков и советскому пра­ вительству. С. К.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2