Сибирские огни, 1937, № 5-6
■Не увидишь бая-:кровопийцы, — Радостен колхозный труд, Всюду вижу радостные лица, Всюду песни радости цветут! Радость, бодрость звучат во всех новых песнях: и о советах, и о Конституции, и о кол хозах, и -о Красной Армии, и о молодежи, и о детях. Жизнь светлей с каждым днем в наших древних горах. Открываются новые дали. Богатеют колхозы. И в наших сердцах Нет ни горя теперь, ни печали. В современном фольклоре Ойротии боль шое и яркое место занимают песни о любимых вождях — Ленине и Сталине. В песнях выра жены глубокие чувства любви и уважения, преданности и 'благодарности вождям народа, которые «спаяли в одну семью родную все народы родины большой» и привели их «к ос лепительным высям горным 'счастья, радост ного труда». Песни полны ненависти к врагам народа. Они призывают к бдительности, к беспощад ной борьбе с врагами. Старый кузедючи1 поет: Разогнали мы баев свору, Жирных баев не стали слушать, И теперь в ябоганских просторах Наше солнце ¡никто не ¡потушит. А вот слова другой песни: Словно заморозок ядовитый Портит дело вражья рука. Мы должны быть в согласьи слиты И должны отличать врага. Если ладно топор отточен, То под корень он рубит враз. Нам, товарищи, так же точно Нужен острый и зоркий глаз. Песни алтайцев характерны своей социаль ной силой, социальным содержанием. При ис ключительной простоте и экономичности фор мы, они блещут яркостью языка, эмоциональ ной насыщенностью содержания. В художественном отношении не все новые песни достаточно зрелы. Новые песни роди лись всего несколько лет и даже месяцев то му назад, а некоторые из них записаны бук вально у колыбели рождения. Но ни одной из новых алтайских песен нельзя отказать глубо кой искренности и задушевности. Сейчас (в ¡издании Новсибгиза выходит из пе чати первый сборник песен 'Ойротии на рус- >ском языке. Сто несен, которые собраны в этом сборнике, впервые познакомят русского читателя с устным ¡песенным творчеством наро да, возрожденного к жизни ленинско-сталин ской национальной политикой. Сборник как бы является Своеобразным поэтическим рапортом алтайского народа социалистической родине. Он расскажет о мыслях, чувствах, настроени ях трудовой ¡Ойротии. Посчитаем победы. Их много у нас. К жизни радостной, светлой пришли мы. Скажем громко:2 2 Кузедючи — пастух. — Спасибо, родимая власть, Наша партия, Сталин любимый! \ j 3. АЛТАЙСКИЕ СКАЗКИ. До последнего времени народные сказки A j тая почти не записывались и не переводилис: если не считать записей таких буржуазны исследователей, ка/к Потанин, Вербицкий и др которые калечили и искажали народное тво{ чество. Они утверждали, что в сказках алта( ского народа воспеваются богатые. Это неве{ но! В сказках своих алтайцы воспевали наро; ных богатырей, которые боролись против бс гатых и «знатных», против зла и ¡насилия. Ск; зители высмеивали жадность и глупость бог: тых и любовно создавали образы богатыре народа, ¡наделяя их мудростью и силой, 6 ле городетвом и смелостью. В сказочных образа народ воплотил свои чаяния и ожидали свою вековую мечту. В Новосибирском ¡издательстве вышел dej ®ый ¡сборник подлинно народных алтайски сказок, собранных молодыми 'писателями Oí ротии. Сборник состоит из восьми окает «Токумаш», «Боролдой-Мерген», «Сыргачи «Юокузек», «Артачи и кудюрчи», «Башпарак «Боро-Чуда», «Темир-Беко». Сказки эти ярки, образны и величавы. В ни каждое слово перевито иносказаниями, краск в них горят, как цветы Алтая, а гипербол превосходят самую смелую фантазию. Сквоэ тонкую узорность текста в сказках выступаю богатыри народа, которые «годовое paceros ние в одно мгновение пробегают», «на меся! ном расстоянии топот жеребца слышат», «ч( рез желтые степи, которых орлы не перелет: ют, словно вихрь, проносятся». В сказке «Токумаш» охотник-алтаец дерзк отказывается вносить дань «богу, чорту зайсану» и смелостью и умом своим побежд: ет эти злобные силы. «Боролдой-Мерген», г« ¡рой другой сказки, уничтожает Алмыса люде еда. Девочка Сыргачи, дочь бедняка, зло изде вается над глупостью и ограниченностью б; ев и ханов. Она мудра и благородна. О ее красоте и силе Пели песни молодые, О ее уме великом Старики сложили песни. Юскузек — теоой одноименной сказки - вступает в борьбу с самим Караты-Каном побеждает его. Бедняк Башпарак уничтожае семиглавого людоеда Дельбигена. И слава О Башпараке, умном и хитром, Песней неслась по горам Алтая. В сказке «Арбачи и Кудюрчи» бедняк сж! гает на костре злого и жадного бая. Сборник заканчивается сказкой «Темир-Б( ко», которую сказители сложили в советск времена. Они как бы подводят в ней итог / его многовекового эпоса. Под пятиконечной красной звездой Голубые горы озарились. Все народы, трудясь сообща, Живут светлой и радостной жизнью. У 4. НАРОДНЫЕ РАССКАЗЫ И ПЕСНИ. Редакции журналов и районных и Kpat газет получают сотни стихов и песен.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2