Сибирские огни, 1937, № 5-6
Птицы весною звонко поют, Ярко весною цветы цветут; Великая мудрость Ленина—-Сталина Радостным сделала вольный труд. Весна —■это лучшее время -года, Весной оживает, поет орирода; Мудрость великих Ленина—Сталина — Это весна трудового народа. ■(«Быстрая Томь»). Как буйные травы Шории — Молодые забойщики шахт. Где бродили только на лыжах — Блещут рельсы, узки и крепки. Где таились лисицы рыжие — Встали шахты и рудники. Что мы знали? тайгу да сугробы, А теперь светла голова. Так хорош вкусный хлеб учебы И высокого мастерства! Имена Ленина и -Сталина в песнях шорцев тесно переплетаются с чувствами и мыслями гарода о жизни, о борьбе, -о труде, о радости. Э чем бы ни пел шорец — об охоте ли, о де тях, о колхозе — он, повинуясь внутренней югике своей песни, приходит к именам Ста тна и Ленина. Рады жизни и стар и мал: Это -счастье нам Сталин дал, — -Пусть -хвалою -ему звучит Слово старого нывакгчи!1 Песни новой Шории с предельной яркостью ■¡оказывают, насколько велика сила социализ ма, приведшая забитый и жестоко эксплоати- зовавшийся при царизме народ к счастливой, тжиточной жизни. И -народ этот, ставший ак тивным участником социалистического строи тельства, с -радостью и гордостью поет: Горам — в -высь -вздыматься, цветам — цвести, Рекам — полные воды нести; Под -руководство!» любим-сиго -Сталина Итти нам по ленинскому пути. -Вторая часть сборника «Новая Шория» со стоит из произведений советских шорских пи сателей. Шория, в которой до революции не было письменности, взрастила, выдвинула сво их п-оэтов и писателей. Прайда, это еще мо лодые писатели, произведения их еще недо статочно зрелы. Но они успешно учатся, упор но овладевают силой слова, мастерством. А. М. Горький на Всесоюзном с’езде писа телей советовал: «Собирайте фольклор, учи тесь на нем, обрабатывайте его». Молодые ш-ор-окие -писатели -успешно проходят этот курс учебы. Некоторые стихи Ф. Чиспиякова— заиболее способного из шорских поэтов — зошли з песенный репертуар народа. В сборнике печатается рассказ Ф. Чиспия- <ова «Шолбан» 12. Это первая «проба -пера». То проба удачная. Рассказ интересен по сво- •му содержанию, по яркости , языка, образов. 5ассказ отличается характерным для шорского ¡арода подлинным национальным колоритом. Из стихотворений отметим произведение !тахановца-забойщика М. Чепаинова, траги- тески погибшего недавно при взрыве в шах те Темир-Тау. Взрыв был сделан гнусными зрагами -народа — подлыми троцкист ск-о-буха- иинжими ди-вер-са-нта-ми. Свое стихотворение — «Молодые забойщи- си» — М. Чепаинов написал за несколько не дель до смерти. Вся в солнце весеннем Шория • Расцветает, легко дыша. 1 Навакгчи — иевец-сказочник. 2 См. «С-иб. Опии» № 3 1937 г. -Какая прекрасная жизнь отнята У человека! Какое глубокое -возмущение и нена-висть дол жен вызвать подлый террористический акт врагов! Гибель молодого забойщика, прекрас ного забойщика-шорца Чепаинова призывает к бдительности, к беспощадной расправе С -вратами -народа. ПЕСНИ ОЙРОТИИ В до-р-ев-олю-ц-ионны-е времена бьгл-о раот-р-о- стра-н-ено мнение, что -пе-се-н в Ойротии- нет. «Не любят -песню алтайцы». Это -глубоко не верно: народные песни в -Ой-р-отии были и есть. Но до революции там -слагались песни,, полные печали. Сколько рек на Алтае, озер и ручьев, — Слить их вместе — получится море, — -Океан получился б из слез бедняков, — Много, м но го в Алтае -горя! Однако, и тогда прорывались в народных песнях такие пророческие слова: Богачи! вы сильны сейчас, Но придет же погибель вам. И наступит тот светлый час, Когда радость зайдет к беднякам! Особенно богатым был на Алтае фольклор» -сказочный. Алтайский народ создал десятки интереснейших поэтических легенд, ярких и высоко художественных, которые с полным правом войдут в мировую -сокровищницу по этического народного творчества. В наши дни ц, Ойротии родились уже но вые поэтические сказания, новые сказки —- п-оэмы. Но особенно богат в Ойротии совре менный песенный фольклор. В своих песнях свободный алтайский народ живо откликает ся на все события нашей яркой жизни и кра сочно отображает ее. Он поет о счастье но вой жизни, о социалистической родине, ' о любви к нашей славной родной партии и муд рым вождям Ленину и Сталину. Родилось много песен о колхозах, о советах, о Сталин ской Конституции, -о Красной Армии, погра- ничниках, комсомоле, о радости социалисты- ческого труда. Их -с любовью поют женщины и мужчины, старики и молодежь, комсомоль цы и пионеры. Изменились темы -песен, изменились мысли, чувства, настроения, которые эвучат в этих песнях. Современные песни алтайцев полны жизнеутверждения и оптимизма. В дни былые о смерти скорой Мы мечтали. А вот сейчас Жить бы столько же, сколько горы, — Так светла теперь жизнь у -нас. В песн-е -о новом Алтае есть такие ¡эамеча тельные строки:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2