Сибирские огни, 1937, № 5-6
140 П. ЧЕРНЫХ этому вопросу, утверждая, что Некрасов, «вырубая свою статую, искал не красоты, а точного облика идеи, родившейся в нем са мом». Ом противопоставляет Некрасова тако му, как он выражается, «виртуозу формы», ка к Алексей Толстой. Это верно. Культ фор мы, ка к таковой, был глубоко чужд Некрасо ву. Но, может быть, та работа над формой, над стихом, о которой свидетельствует Боб- рищев-Пушкин, и есть настоящее искусство. Если так, то Некрасова можно считать под ливным мастером слова, и он действительно был им. Как подлинный мастер слова, Некрасов уделял много внимания «материальной» сто роне своих художественных произведений, с присущими ему упорством и настойчи востью, занимаясь их отделкой. Предание, будто Некрасов писал почти без черновиков, оказалось такой же басней, ка к и вымысел о той легкости, с которой Пушкин сочинял свои стихи. Сам Бобрищев-Пушкин, несколь ко противореча себе, приводит прекрасный образец упорной работы Некрасова над сти хом. Речь идет о знаменитой песне «Русь» (Ты и убогая, ты и обильная и т. д.) в пос ледней части поэмы, о стихах: Встали — небужены, Вышли — непрошены: Жита по зернышку Горы наношены. Два последних стиха Некрасову дались далеко не сразу. Изучение рукописных вари антов в этой песни показывает, что в перво начальной редакции это место читалось ина че: Горы по зернушку, Смотришь, наношены. Этот вариант был забракован поэтом (че го именно — горы наношены?). Он был за менен другим: Серебра, золота Горы наношены. Новый вариант не без основания был сно ва оставлен поэтом: слишком уж явно он рас ходился с основным замыслом и песни и поэ мы в целом — показать народную Русь, бо гатую ка к 'раз не серебром и золотом, а «правдой 'живучею» и братской сплочен ностью в борьбе за эту правду. Вот почему сусальное серебро и золото в конце концов должны были уступить свое место кресть янскому житу. Таким образом, Некрасов совсем не пренеб регал отделкой своих произведений, хотя форма никогда не была для пето самоцелью. Значение Некрасова в истории русской поэтической речи определяется революцион но-демократическим характером его поэзии. Некрасов — великий демократизатор поэти ческого языка, и в этом отношении он яв ляется прямым наследником Пушкина и пред течей другого великого поэта, — поэта на шей великой эпохи. В стихотворении «Юби лейное» Владимир Маяковский, высказываясь о судьбах русской поэзии и обращаясь к Пуш кину, говорит: После смерти нам стоять почти что рядом: вы на П е, а я на э М. Кто меж нами? с кем велите знаться? Чересчур страна м м поэтами нища.. Между -нами — вот беда — позате-сался Надсон. Мы попросим, чтоб его куда-нибудь на Щ а! А Некрасов Коля, сын покойного Алеши он и в карты, он и в стих, в так неплох на вид. Знаете его? Вот он — мужик хороший. Этот нам компания — пускай стоит. Действительно, в истории русской литера туры, русской поэзии и ее языка эти три имени не без основания могут быть постав лены рядом. П у ш к и н — Н е к р а с о в — М а я к о в с к и й ! Этими тремя именами от крываются три основных раздела в книге су деб русской поэзии в-новое время. При всех различиях между тремя поэтами можно гово рить и о сходстве. Каждый из них вступает на литературное поприще, как борец с рутиной, о застоем, со штампом в области поэтического выражения, за новые формы, соответствую щие новому содержанию, за обновление ли тературного языка в духе сближения с наг радной речью, в духе д е м о к р а т и з а ц и и его. Пушкин положил начало этому сбли'же-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2