Сибирские огни, 1937, № 5-6
Под этими под соснами Закопана коробочка... Молчком идут Прямехонько, верн-ехонько По лесу по дремучему... Средь самой средь доро'жоныш Какой-то парень тихонький... Из тонкой из пелщочки Повыкатили Демушку... Но по большей части это особенности раз говорной народной речи: Отсюда версты три... И рад бы дал, да нечего... Ему смеялись прочие... Собак твоих ¡не боязно... Говоря о чертах народности в языке поэ мы «Кому на Руси жить хорошо», нельзя не •остановиться еще на двух особенностях, на этот раз общего характера, потому что они касаются языка поэмы вообще, даже, пожа луй, являются особенностями не столько языка, сколько- авторского замысла. Поэма «Кому на Руси 'жить хорошо», к а к и другие произведения Некрасова шести десятых и семидесятых годов, насыщена мо тивами революционной крестьянской демок ратии. Язык и стиль поэмы служат выраже нию мощного социального протеста и рево люционного призыва. Один из критиков наз вал впечатление, производимое песней «Го лодная» (ч. IV ) , «жутким». И действитель но, в истории нашей поэзии это произведе ние можно считать одним из самых замеча тельных но силе вьгражепия: Стоит мужик — Колышется, Идет мужик — Не дышется. С коры его Распучило, Тоска-беда Измучила (и т. д.) ...Как идол стал На полосу, Стоит, поет Без голосу: «Дозрей, дозрей, Рожь-матушка. Я пахарь твой, Панкратушка»... Эту ¡песню поют у Некрасова «вахлаки». Поэт и сам подчеркивает то впечатление, ко торое эта песня производит на слушателей: — Поют они без голосу, А слушать — дрожь по волосу. — Сказал другой мужик. И правда, что не голосом, — Нутром ¡свою «Голодную» Пропели вахлаки. Сравнения, метафоры, эпитеты, послови цы и поговорки — обычные в поэме средства художественного выражения — «мобилизо ваны» у Некрасова, как. средства политичес кого воздействия: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна, — и надо бы Громом греметь оттудова, Кровавым лить дождям... С работы, ка к ни мучайся, Не будешь ты богат, А будешь ты горбат... (барин) Не зол, да есть пословица: Хвали траву в стогу, А барина в гробу... Горда свинья: чесалася О барское крыльцо. С этой точки зрения представляют инте рес и некоторые другие моменты. В глав «Помещик» (ч. 1) описывается встреча сем героев поэмы с помещиком Оболтом-Оболду евым на проезжей дороге. Сильно перетр 5 сивший барин (он было выхватил «пистол( тик , ка к сам, такой же толстенький», узпаг ши, с какой «заботушкой» обратились к ш му мужики, «схватился за бока и покатило со смеху»). Нахохотавшись до сыта, Помещик не без горечи Сказал: «Наденьте шапочки, Садитесь, г о с п о д а » . ■—- Мы господа не важные, Перед твоею милостью И постоим... — «Нет, пет, Прошу садиться, г р а ж д а н е ! » Крестьяне поупрямились, Однако, делать нечего, Уселись на валу. Этот маленький эпизод с обращением (си чала «не без горечи» произнесенное господ потом, вероятно, с иронией — граждане) з служивает внимания. Недаром сам Некрас выделил эти ¡слова курсивом. Этот малеи кий эпизод, на первый взгляд даже иену ная подробность, вводит нас в самую ча социальных отношений той эпохи шее десятых-семидесятых годов. . И еще одна деталь. К а к уже было упом нуто выше, Некрасов, к а к правило, реши
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2