Сибирские огни, 1937, № 5-6
полон без Крылова в этом отношении». Ее- сколько позже, в 1845 г., в статье по пово ду «Грамматических разысканий» Васильева он спова возвращается к этому вопросу, на зывая язык крыловских басон «до пес plus u ltra языком русским». Таким образом, сопоставление Некрасова с Крыловым действительно имеет известное основание и действительно может считаться почетным для Некрасова. Известно, что и сам поэт высоко расценивал значение Кры лова в истории русской поэзии. В статье «Русские второстепенные поэты», напеча танной в № 1 «Современника» за 1850 г .— в статье очень важной для выяснения «творческих» взглядов Некрасова на задачи и природу поэтического творчества, — он включил Крылова (вместе с Кольцовым) в пятерку «светил русской поэзии», в товари ществе с Пушкиным, Лермонтовым и Жу ковским. В своей творческой практике Некрасов в широкой степени пользовался фольклорными запасами и лингвистическими материалами собственной записи и сокровищницей своей памяти. Глеб Успенский в заметке «Кому на Руси жить хорошо» в сборнике «На память о ’ Некрасове» (СПБ, 1878 г .) утверждает, между прочим, что, работая над последней своей поэмой, Некрасов «надеялся создать «народную книгу», т. е. книгу полезную, понятную для народа и правдивую. В эту книгу должен был войти весь опыт, дан ный Николаю Алексеевичу изучением наро да, все сведения о нем, накопленные, но собственным словам Николая Алексеевича, «по словечку» в течение двадцати лет». Конечно, это выражение «по словечку» не следует понимать только в лингвистическом смысле. Вероятно, здесь идет речь вообще о тех записных тетрадях Некрасова, о ко торых говорит в своих воспоминаниях А. А. Буткевич, сестра поэта: «Память у него бы ла удивительная: он записывал одним сло вечком целый рассказ и помнил его всю жизнь по одному записанному слову. При работе тетради эти с непонятными никому отметками были перед его глазами ».1 Но среди этих записей, несомненно, было не мало и лннгвиниетичеекого материала, — например, диалектологического. В письме к И. С. Тургеневу от 2 1 /Х 1852 г. Некрасов сам свидетельствует о своей почти «охотничьей» страсти к новым интересным словам из на родного лексикона: «В три мои поездки... убил я поболее сотни белых и серых куро паток, не считая зайцев, — и услыхал одно 1 Цитируется по книге «Некрасов в висло. минаииях» (и гер.), 1930, стр. 407. новое словечко, которое . мне очень понрави- . лось— поморха. Знаешь ли ты, что это такое? Это мелкий, мелкий, нерешительный дождь, сеющий ка к сквозь сито и бывающий летом. Он зовется номорхой в отличие от изморози, идущей в пору более холодную. Это слово новгородской, губернии»2. Некрасов был се^ерноруос по рождению. Он знал язык и быт севернорусского кресть янства., главным образом, ярославско-ко стромского и отчасти новгородского!. Если слово «поморха» было подслушано нм в б. Новгородской губернии, где, ка к известно, у него было охотничье поместье «Чудовская Лука» (близ станции Чудове), то в большей своей части такой материал собирался и за писывался Некрасовым в Поволжье, на его родине в д. Грешнево, на ловом берегу Вол ги, близ Ярославля, в окрестностях этой де ревни (в д. Орлово жил Кузьма Ефимыч Солнцев, воспоминания которого о поэте впоследствии неоднократно записывались разными лицами) и в селе Карабаха (также под Ярославлем), где находилось имение Не красова, в деревне Шоды, тогда Костромской губернии, где жил задушевный друг Некра сова крестьянин Гаврила Яковлевич Захаров (■Яковлев), которому посвящены «Коробейни ки», и о котором упоминается в стихотворе нии «Крестьянские дети». Много давали Не красову в этом отношении его охотничья выозды и прогулки, ¡в которых, кроме наз ванных только что его приятелей-крестьян, принимало участие и мнете всякого другого люда. Как правильно отметала в свое время А. А. Буткевич, «охота была для него (т. е. Некрасова) не одною забавою, по и средством знакомиться с пародом... редкий раз пе при возил он из своего странствования какого- либо запаса для своих произведений»3. Большой интерес представляют воспоми нания Кузьмы Ефимовича Солнцева об этих охотах, записанные II. Путиловой. «На охо те, — рассказывает Солнцев, — Николай Алексеевич часто устраивал привалы и всег да около дороги, и всех проезжих и прохо жих (крестьян) останавливал, кормил, поил вином и долго и подробно расспрашивал о жизни их, о господах, о податях, и если встре чал бедняков, то давал денег... Проезжая деревней, иногда останавливался на отдых... Сам уходил к кому-нибудь в избу, просил при. готовить чай, усаживал всех за стол и сам с ними .разговаривал, расспрашивал, как живут, шутил, играл с детьми. Дорогой же постоян- 'яо писал: из рук по вы пус ки бумагу а 2 Впервые напечатано А. Н. Пьгашяым в кни. ге «Н. А. Некрасов», СПБ, .1905, стр. 122. 3 «Некрасов в -воспоминаниях», -стр. 404.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2