Сибирские огни, 1937, № 5-6
П. ЧЕРНЫХ V н . А. НЕКРАСОВ И НАРОДНАЯ РЕЧЬ Значение Некрасова ка к поэта, ка к ис тинного наследника Пушкина, ¡его роль в развитии русской поэзии по-настоящему не были поняты его современниками. У Некра сова был читатель. Некрасов был популя рен. Успех его «Стихотворений», вышедших и 1856 году, превзошел ©сякие Ожидания. Чернышевский 5/Х1 1857 г. писал поэту: «Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли «Ревизор» или «Мертвые души» имели та кой успех». О том же свидетельствует Бот кин в письме к Тургеневу от 10/Х1 1856 г.: «Не было примера со времен Пушкина, чтоб книжка ¡стихотворений та к сильно по купалась». Впоследствии популярность Не красова нисколько не уменьшилась. Никакого «упоения» \ ¡славой, никакого самолюбования у Некрасова не было, но он дорожил" званием и популярностью народно го поэта. В этом отношении очень показательна история первого издания «Коробейников». Эта поэма была напечатана в 1862 году в виде первого выпуска задумайнюй Некра совым серии «Красных книжек». Некра сов папечатал «Коробейников» на соб ственный счет. В письме 2 8 /Ш 1862 г. к книгопродавцу Голышеву Некрасов напо минает, что «Красные книжки» предназна чаются для народа и что ¡выставленная на обороте каждой книжки цена — три ко пейки — не может быть никем повышена. Оп выражает также пожелание, чтобы из этих трех копеек одна поступала, в пользу Болышева, а две остальные — в пользу офе ней (¡разносчиков ).1 Именно как поэт крестьянской демокра тии Некрасов вошел в историю русской по эзии. Именно ка к ¡выразитель настроений и чаяний революционного крестьянства он по сле Пушкина первый из поэтов сказал но вое и нужное слово. Нашей задачей является подчеркнуть, что значение Некрасова в истории русской ли 1 Цитируется ¡по книге «Н. А. Некрасов в воспоминаниях и документах». Л. 1930. тературы не ограничивается только его ролью великого заступника ¡народного. Уже с давнего времени разные исследователи ли тературного наследства поэта обращали внимание и ша особенности его формы. По словам В. Кирпотипа, Некрасов нашел «са мостоятельную форму поэтического искусст ва. Он порывает с дворянской поэзией. Он создает ¡новые ритмы и интонации, близкие к народному стиху, дающие ему возмож ность придать своей поэтической фразе клокочущее негодование, рыдающую боль о народе. Революционный призыв приобретает у него необыкновенную выразительность». («Творчество Некрасова», 1937 г .) . * 0 «теоретических» взглядах Некрасова на задачи искусства, в частности, словесного, на литературный язык вообще и особо на язык поэтический — нам известно немного. Небольшой материал в этом отношении да ет статья Некрасова «Русские второстепен ные поэты», некоторые прозаические произ ведения и письма поэта. Упомянутая статья была напечатана в 1850 году в .Уз 1 «Сов ременника». В большей своей части она по священа восторженной характеристике сти хотворений Ф. Тютчева. Статья начинается с рассуждения о причинах упадка стихотвор ной поэзии в России в послепушкинский период. Главной причиной упадка автор считает культ формы н пренебрежение к содержанию. Конечно, в стихотворном произ ведении, «¡в этом роде литературы, — гово рит Некрасов, — преимущественно и преж де ©сего обращает ¡на себя внимание фор ма». Удовлетворение «формальных» требова ний зависит от степени развития и обрабо- танности языка. «Чем меньше обработан язык, тем труднее подчинить ¡его формам, требуемым от того или другого рода лите ратурных произведений. По мере же посте пенного развития и 'совершенствования язы ка исчезает и трудность выражения, так что изящная форма уже перестает быть достоинством, а делается необходимым уело-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2