Сибирские огни, 1937, № 5-6
Эти слова Ф. Энгельса можно смело пере адресовать Шота Руставели. Да, он, великий грузин, был последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени. В ого поэме — «беспредельный, многооб разный, в разном цельный мир». Залитый солнцем, блистающий мир. И в нем— человек, носитель высших творческих дал на- земле. Шота Руставели первый из поэтов увидел человека в его подлинной величественной человечной сущности. Он увидел, что чело век — «украшение немлн». И радостный, зоркий и мудрый он спел «вою солнечную песню о великих неиссякаемых творческих силах человека!, о верности и преданности человека человеку и своей родине, о личном мужестве и бессмертных подвигах человека. Величайший жизнелюб и человеколюб, он спел грандиозную «вакхическую песню» — страстный гимн красоте, чувству и разуму человека, прорезал мглу средневековья ярчай шим лозунгом борьбы за человеческое сча стье: «Да -здравствует солнце, да скроется тьма !» * * * Но семь с лишком столетий назад, в сум рачную феодальную пору — ©се это было только прекрасным творческим сном гениаль ного грузинского поэта, навеянным ощуще нием и сознанием силы, талантливости, му жества, неистребимой воли к жизни и борь бе за свое счастье ш земле родного ему, Ру ставели, парода и лучших, передовых отря дов человечества. Только семь столетий спустя — и пока только на одной шестой земного шара — на роды в последовательной борьбе со всяче скими каджами-эксплоататорами завоевали свободную и счастливую жизнь. Это — братские советские народы, живу щие на свободной, цветущей советской зем ле — в стране социализма, построенного под мудрым руководством гения человечества — великого Сталина. Советские народы, в том числе п грузин ский народ, — равноправные члены Союза Советских Социалистических Республик, но вого социалистического общества. Человек этого нового социалистического общества безгранично любит свою родину, беззаветно предан ей. Священной, уничто жающей ненавистью горит он ко всем врагам своего социалистического отечества и все гда готов его защищать, совершая бесстраш но иевиданмые еще миром подвиги. «Для всего земного шара лучшие люди пашей страны — партийные и непартийные большевики — стали (носителями самых бла городных чаяний народа, рыцарями мираг культуры и прогресса ».1 Советским людям дороги, близки честные* смелые, умеющие любить друзей и (ненави деть врагов героя неувядаемой поэмы «Ви тязь в тигровой шкуре». Светлые мысли .— мечты самого гениального творца ее Шота Руставели претворены на (советской земле в действительность. «Великие художники прошлого — принад лежат трудовому пароду, унаследовавшему все культурные ценности предыдущих клас сов, и не в ваших интересах, держать эти ценности под" спудом... Великие художники живы для нас. Их труды ив пропали даром: лучшие их произведения будили умы и по могали народу двигаться вперед'и тем самым найти путь к освобождению. Художественные произведения, 'живые дыханием жизни и бие нием горячего человеческогб сердца, могут помочь иащей молодежи понять не только прошедшее, но и настоящее ».*2 Советские братские народы, чествуя 750- летие гениальной поэмы великого грузинско го поэта, включили ее в сокровищницу луч ших ценностей мирового культурного (наслед ства, первые записали в историю человече ства золотыми буквами имя Шота Руставели рядом с именами Гомера и Данте, Гете к Шекспира, Пушкина и Горького. И напевам Руставели внемлет русский и казах, Внемлют правнуки Тараса, вторят на родных полях Белорусе, азербайджанец, и чеченец, и узбек, Внемлют песне Автандила у больших таежных рек3. Бессмертна поэма «Витязь в тигровой шкуре», бессмертно имя ее творца, великого сына грузинского народа — Шота Руставели. г «Правда», 14/VII 1937 г. 2| «Правда», № 217, 1936 г. 3 Приветствие торжественного заседания Тбилисского совета вождю народов — вели, кому Сталину. 30/ХН-1937 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2