Сибирские огни, 1937, № 5-6

Эти слова Ф. Энгельса можно смело пере­ адресовать Шота Руставели. Да, он, великий грузин, был последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени. В ого поэме — «беспредельный, многооб­ разный, в разном цельный мир». Залитый солнцем, блистающий мир. И в нем— человек, носитель высших творческих дал на- земле. Шота Руставели первый из поэтов увидел человека в его подлинной величественной человечной сущности. Он увидел, что чело­ век — «украшение немлн». И радостный, зоркий и мудрый он спел «вою солнечную песню о великих неиссякаемых творческих силах человека!, о верности и преданности человека человеку и своей родине, о личном мужестве и бессмертных подвигах человека. Величайший жизнелюб и человеколюб, он спел грандиозную «вакхическую песню» — страстный гимн красоте, чувству и разуму человека, прорезал мглу средневековья ярчай­ шим лозунгом борьбы за человеческое сча­ стье: «Да -здравствует солнце, да скроется тьма !» * * * Но семь с лишком столетий назад, в сум­ рачную феодальную пору — ©се это было только прекрасным творческим сном гениаль­ ного грузинского поэта, навеянным ощуще­ нием и сознанием силы, талантливости, му­ жества, неистребимой воли к жизни и борь­ бе за свое счастье ш земле родного ему, Ру­ ставели, парода и лучших, передовых отря­ дов человечества. Только семь столетий спустя — и пока только на одной шестой земного шара — на­ роды в последовательной борьбе со всяче­ скими каджами-эксплоататорами завоевали свободную и счастливую жизнь. Это — братские советские народы, живу­ щие на свободной, цветущей советской зем­ ле — в стране социализма, построенного под мудрым руководством гения человечества — великого Сталина. Советские народы, в том числе п грузин­ ский народ, — равноправные члены Союза Советских Социалистических Республик, но­ вого социалистического общества. Человек этого нового социалистического общества безгранично любит свою родину, беззаветно предан ей. Священной, уничто­ жающей ненавистью горит он ко всем врагам своего социалистического отечества и все­ гда готов его защищать, совершая бесстраш­ но иевиданмые еще миром подвиги. «Для всего земного шара лучшие люди пашей страны — партийные и непартийные большевики — стали (носителями самых бла­ городных чаяний народа, рыцарями мираг культуры и прогресса ».1 Советским людям дороги, близки честные* смелые, умеющие любить друзей и (ненави­ деть врагов героя неувядаемой поэмы «Ви­ тязь в тигровой шкуре». Светлые мысли .— мечты самого гениального творца ее Шота Руставели претворены на (советской земле в действительность. «Великие художники прошлого — принад­ лежат трудовому пароду, унаследовавшему все культурные ценности предыдущих клас­ сов, и не в ваших интересах, держать эти ценности под" спудом... Великие художники живы для нас. Их труды ив пропали даром: лучшие их произведения будили умы и по­ могали народу двигаться вперед'и тем самым найти путь к освобождению. Художественные произведения, 'живые дыханием жизни и бие­ нием горячего человеческогб сердца, могут помочь иащей молодежи понять не только прошедшее, но и настоящее ».*2 Советские братские народы, чествуя 750- летие гениальной поэмы великого грузинско­ го поэта, включили ее в сокровищницу луч­ ших ценностей мирового культурного (наслед­ ства, первые записали в историю человече­ ства золотыми буквами имя Шота Руставели рядом с именами Гомера и Данте, Гете к Шекспира, Пушкина и Горького. И напевам Руставели внемлет русский и казах, Внемлют правнуки Тараса, вторят на родных полях Белорусе, азербайджанец, и чеченец, и узбек, Внемлют песне Автандила у больших таежных рек3. Бессмертна поэма «Витязь в тигровой шкуре», бессмертно имя ее творца, великого сына грузинского народа — Шота Руставели. г «Правда», 14/VII 1937 г. 2| «Правда», № 217, 1936 г. 3 Приветствие торжественного заседания Тбилисского совета вождю народов — вели, кому Сталину. 30/ХН-1937 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2