Сибирские огни, 1937, № 5-6
Оо страниц поэмы поднялись образы жеи- щий солнцеподобной духовной и физической красоты — Нестан-Дареджан и Тинатин. Оо страниц поэмы поднялся образ человека из народа — Асмат. У нее — великое чело веческое сердце. Она 'бескорыстна в своей любви к человеку и миру. Она, человек из парода, соединяет руки Тариэля и Автандила для побратимства. Она ка к бы озаряет чело века и жизнь «солнцем бессмертным ума» народного: «ты придешь к заветной цели, если помыслы чисты»... Со страниц поэмы поднялся и образ самого гениального ее творца — Шота Руставели. Это вдохновенный поэт и глубокий мысли тель, вооруженный осей суммой знаний эпо хи, впитавший в себя прежде всего всю род ную национальную культуру, лучшее восточ ной и западных культур, и уверенно шагаю щим вперед в «художественном освоении ми ра». Он — великий национальный поэт Грузии, создатель общенационального грузинского ли тературного языка, преобразователь грузин ской литературы, выведший ее из ировия- циалыно-феодальиого узкого круга на просто ры народной жизни и мировой культуры. Для доследующих грузинских писателей и поэтов он на протяжении ряда столетий — учитель, непревзойдонный мастер. Они об ращаются к нему, ка к к своему вдохновите лю: «Руставели, тебя молю я, дай мае, волю творить». Крупнейший грузинский поэт ХТШ века Давид Гурамишвили в своем стихотво рении, посвященном Шота Руставели, пи сал- Древний Шота, ритор мудрый, древо притч растил на деле, — Корни вглубь, раскинул ветви, и плоды на нем зардели. Лишь тряхни его обилье, и вдвойне достигнешь цели, — Никогда стихов не 'слышал я прекрасней . Руставели. Шота Руставели — великий грузинский поэт, но он, чуждый всякой 'национальной и феодальной ограниченности, поэт мирового значения, ка к Гомер, Данте, Гете, Шекспир, Пушкин, Горький. .Он был предшественником западноевропей ских гуманистов эпохи Возрождения. В не которых отношениях он стоял выше их. Он совершенно равнодушен ко всякой церковной обрядности, необычайно веротерпим. Бог, во-, торый упоминается в его поэме, к которому обращаются герои поэмы, — не похож ни на христианского, ни на мусульманского. Бого боязненная покорность совершенно чужда героям его поэмы. Они не сдаются на ми лость судьбы, рока. Наоборот, они настойчи во борютсц со всевозможными роковыми пре пятствиями, разбивают, преодолевают их. Автандил бросает дерзкий вызов нредопреде- лешию, говоря Тариэлю: «тебя, как жертву, я ие уступлю судьбе». Все это для средневековых и позднейших схоластов, светских и церковных мракобесов, носителей черных сил реакции, всегда явля лось преступной ересью, кощунством. Неуди вительно, что они называли гениального Шо та Руставели «сказителем злых стихов, ко торый учил Грузию вместо святой чистоты злым порокам, который развращал христи ан». Они старались опорочить и вытравить из истории грузинской культуры имя Шота Руставели, ка к только он обнародовал свою поэму. Они бросали ее в Куру, предавали огню. Просвещенный патриарх Антоний топил в воде и сжигал на кострах списки и печатные экземпляры первого издания «Ви тязя’ в тигровой шкуре» 1712 г.! Шота Руставели — величайший гуманист своей эпохи, ибо пафосом его поэмы являет ся человек, борьба за право человека жить на земле счастливо. Поэма Шота Руставели, написанная за столетие до Возрождения, бы ла более земной, более человеческой, чем «Божественная комедия» Данте (1265— 1321 г.). Герои поэмы Шота Руставели любят и за щищают родную землю, соединяются узанн побратимства, не обращая внимания на на циональные границы, чувствуют себя, ка к дома, в других странах. Высоки и чисты их мысли и чувства. Благородна их воля! Они стремятся к тому, чтобы в памяти людей их имена всегда жили чистыми, незапятнанны ми. Ояш любят земной любовью. Тариэль и Нестаи — это не Данте ’ и Беатриче с их небесной любовью, с их бесплотным соедине нием в будущей жизни — в горнем мире. Героп поэмы Шота Руставели борются за свое счастье на земле, и завоевывают его. Это — открытие земли, это — открытие человека. I I в этом великая правда жизни, наполняющая до краев поэму Шота Руставе ли «Витязь в тигровой шкуре». «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отме чены колоссальной фигурой. Это — италья нец Данте, одновременно являющийся по следним поэтом средних 'веков и первым поэ том пового времени ».1i i Ф. Энгельс. Предисловие к первому италь янскому изданито «Коммунистического мани феста». 1893 г. Партиздат. М. 1932 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2