Сибирские огни, 1937, № 5-6

щим яачалом многих 'событий, распоряжаются ■судьбами других. Это* 'не гаремные пленницы Востока, их нельзя заставить любить наси­ льно, их любовь завоевывают делами, подви­ гами, мужеством. Это ие изнеженные дамы западноевропейских рыцарей, которых «лю­ бят издалека» и с которыми сходятся украд­ кой. Они равные своим возлюбленным всегда и во всем. Когда Ростеван передает трон своей дочери Тинатин, то созванные им ста­ рейшие говорят: «льву породой равен льве­ нок, будь то самка иль самец». Шота Руставели во вступлении поэмы вос­ клицает: Вели ты влюблен, будь равен солнцу светлому в сияньи! Будь могучим, смелым, лишким, воплощеньем красоты. Мудрым, щедрым, .терпеливым, первым в каждом состязашьи! Если пет высоких качеств, то какой же рыцарь ты!*! ’ Эти качества необходимы человеку, чтооы, преодолев все преграды, придти к намечеи- 1 Ной цели. «К цели надо следовать упри МО'», — говорит Автандил. Пусть «создатель неба и земли необозримой, то добра, то зла деятель», пусть «рок — жесточе палачей». Пусть, но опрашивает Автандил Тариэля: «Если этот мир покинешь, разве ближе ста­ нет цель?'» «Мужу надо быть отважным — меньше слез и больше дел^ Против горя и ненастей устоять твердыней 'надо». Нужно быть мужественным, могучим и храбрым, отражая врагов, разрушая все и всяческие препятствия, которые встречаются человеку на его жизненном пути к счастью. Нужно пошить также, что, как го в о р т Ас- мат Автандилу, «ты придешь к заветной це­ ли, если помыслы чисты», если в твоем сердце нет места лжи, измене, предатель­ ству. «Не дается тем победа, кто от клятвы отступил»,— заявляет Автандил Ростевану. «Тот не воин, кто к походу запоздал, скрывая држ ь» . «Лучше гибель, но со славой, чем бесславных дней позор». Лучше, так как «славят тех, кто не сгибаясь спорит с про­ изволом мира» и «храбрецов, свершивших подвиг, смертные боготворят». Нужно быть также мудрым. Человек, по­ мимо высоких чувств, должен обладать яс­ ным разумом. Разум человека — опора всего его существования, всех его действий. Асмат говорит Тарпэлю: «нужен разум человеку, чтобы найти себе опору». Об этом же гово­ рит ему Автандил: «мудрым будь! Нас муд­ рость учит, как осиливать преграды». «Часто смертный безрассудством омрачает свой удел. Мудрость нас ведет к удачам и ясны 03 за­ веты». Только тот человек, у которого «сердце, дух и разум ясный — вое единой цени звенья», может встать выше судьбы, выше рока. Только тогда он смело, как Тариэль пе­ ред выступлением в Каджети, скажет: «пе­ ред роком не повергнусь больше ниц». * * * Таков кру г основных идей бессмертной поэмы Шота Руставели. Это — светлые мыс­ ли, чистые и страстные мечты о прекрасном, сильном духовно и физически человеке. Изу­ мительно отчетливые образы этого человека вылеплепы на красочно-полуфантастическом фоне поэмы «Витязь в тигровой шкуре», вы­ леплены смелой и верной руной гениального мастера семь с лишком столетий назад. .Это было время, когда восточная культу- >а , давшая миру «Шах-Намэ» Фердоуои, уже была окутана мглой заката. Зори западно­ европейского Возрождения еще пе брезжили, до них оставалось еще столетие. Земля и че­ ловек тонули в туманах средневековых пред­ рассудков, суеверий, церковной схоластики, кровавых произволов феодальных царьков. И лишь в Закавказье, па стыке культур восточ­ ного и западного миров, эти туманы были прорезапы лучами короткого грузинского «золотого века». Самым ярким лучом сверкнул в нем гений Шота Руставели. Он озарил своим солнечным гением и землю и человека. Он мужественно поднял человека над туманами средпевековья и, ие боясь преувеличений, чрезмерной соч­ ности красок, нарисовал образ человека во весь его рост. Человека уверенного, что «жизнь прекрасней смерти». Человека, знаю­ щего, что «надо жить во имя 'жизни, за ,1 жи ­ вущих жизнь отдать». Человека — гордого борца за свое земное счастье. Со страниц поэмы поднялся образ прекрас­ ного 'витязя Тариэля, об’ятого, ка к огнем, мощным чувством любви, высоким, кристаль­ ным. Ой знает одну цель, идет к ней упрямо через злоключения, обессиливая и падая по­ рой, по всегда оставаясь ей верным. И, под­ держанный во-время дружеской рукой, он, бесстрашно преодолев последние прегра­ ды, достигает своей цели. Со страниц поэмы поднялся образ доблест­ ного витязя Автандила — пламенного энту­ зиаста! дружбы, мудрого философа, никогда пе падающего духом, полного отвага, готово­ го за друзей и любимых идти на 'смерть, зна­ ющего, что «лучше имя возвеличить, чем копить добр в ларях», «лучше гибель, но со- славой, чем бесславных дней позор».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2