Сибирские огни, 1937, № 5-6
щим яачалом многих 'событий, распоряжаются ■судьбами других. Это* 'не гаремные пленницы Востока, их нельзя заставить любить наси льно, их любовь завоевывают делами, подви гами, мужеством. Это ие изнеженные дамы западноевропейских рыцарей, которых «лю бят издалека» и с которыми сходятся украд кой. Они равные своим возлюбленным всегда и во всем. Когда Ростеван передает трон своей дочери Тинатин, то созванные им ста рейшие говорят: «льву породой равен льве нок, будь то самка иль самец». Шота Руставели во вступлении поэмы вос клицает: Вели ты влюблен, будь равен солнцу светлому в сияньи! Будь могучим, смелым, лишким, воплощеньем красоты. Мудрым, щедрым, .терпеливым, первым в каждом состязашьи! Если пет высоких качеств, то какой же рыцарь ты!*! ’ Эти качества необходимы человеку, чтооы, преодолев все преграды, придти к намечеи- 1 Ной цели. «К цели надо следовать упри МО'», — говорит Автандил. Пусть «создатель неба и земли необозримой, то добра, то зла деятель», пусть «рок — жесточе палачей». Пусть, но опрашивает Автандил Тариэля: «Если этот мир покинешь, разве ближе ста нет цель?'» «Мужу надо быть отважным — меньше слез и больше дел^ Против горя и ненастей устоять твердыней 'надо». Нужно быть мужественным, могучим и храбрым, отражая врагов, разрушая все и всяческие препятствия, которые встречаются человеку на его жизненном пути к счастью. Нужно пошить также, что, как го в о р т Ас- мат Автандилу, «ты придешь к заветной це ли, если помыслы чисты», если в твоем сердце нет места лжи, измене, предатель ству. «Не дается тем победа, кто от клятвы отступил»,— заявляет Автандил Ростевану. «Тот не воин, кто к походу запоздал, скрывая држ ь» . «Лучше гибель, но со славой, чем бесславных дней позор». Лучше, так как «славят тех, кто не сгибаясь спорит с про изволом мира» и «храбрецов, свершивших подвиг, смертные боготворят». Нужно быть также мудрым. Человек, по мимо высоких чувств, должен обладать яс ным разумом. Разум человека — опора всего его существования, всех его действий. Асмат говорит Тарпэлю: «нужен разум человеку, чтобы найти себе опору». Об этом же гово рит ему Автандил: «мудрым будь! Нас муд рость учит, как осиливать преграды». «Часто смертный безрассудством омрачает свой удел. Мудрость нас ведет к удачам и ясны 03 за веты». Только тот человек, у которого «сердце, дух и разум ясный — вое единой цени звенья», может встать выше судьбы, выше рока. Только тогда он смело, как Тариэль пе ред выступлением в Каджети, скажет: «пе ред роком не повергнусь больше ниц». * * * Таков кру г основных идей бессмертной поэмы Шота Руставели. Это — светлые мыс ли, чистые и страстные мечты о прекрасном, сильном духовно и физически человеке. Изу мительно отчетливые образы этого человека вылеплепы на красочно-полуфантастическом фоне поэмы «Витязь в тигровой шкуре», вы леплены смелой и верной руной гениального мастера семь с лишком столетий назад. .Это было время, когда восточная культу- >а , давшая миру «Шах-Намэ» Фердоуои, уже была окутана мглой заката. Зори западно европейского Возрождения еще пе брезжили, до них оставалось еще столетие. Земля и че ловек тонули в туманах средневековых пред рассудков, суеверий, церковной схоластики, кровавых произволов феодальных царьков. И лишь в Закавказье, па стыке культур восточ ного и западного миров, эти туманы были прорезапы лучами короткого грузинского «золотого века». Самым ярким лучом сверкнул в нем гений Шота Руставели. Он озарил своим солнечным гением и землю и человека. Он мужественно поднял человека над туманами средпевековья и, ие боясь преувеличений, чрезмерной соч ности красок, нарисовал образ человека во весь его рост. Человека уверенного, что «жизнь прекрасней смерти». Человека, знаю щего, что «надо жить во имя 'жизни, за ,1 жи вущих жизнь отдать». Человека — гордого борца за свое земное счастье. Со страниц поэмы поднялся образ прекрас ного 'витязя Тариэля, об’ятого, ка к огнем, мощным чувством любви, высоким, кристаль ным. Ой знает одну цель, идет к ней упрямо через злоключения, обессиливая и падая по рой, по всегда оставаясь ей верным. И, под держанный во-время дружеской рукой, он, бесстрашно преодолев последние прегра ды, достигает своей цели. Со страниц поэмы поднялся образ доблест ного витязя Автандила — пламенного энту зиаста! дружбы, мудрого философа, никогда пе падающего духом, полного отвага, готово го за друзей и любимых идти на 'смерть, зна ющего, что «лучше имя возвеличить, чем копить добр в ларях», «лучше гибель, но со- славой, чем бесславных дней позор».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2