Сибирские огни, 1937, № 5-6
Непохожи друг нц друга, но друг друга стоим мы)» Этот ‘рассказ Тариэдя безусловно был на правлен против феодальной раздробленности страны ¡и выражал ‘основную политическую идею поэмы — идею утверждения силы нацио нального единства. Шота Руставели явно приветствует, вслед за Парсадаиом, решение Серидапа, как «достойное решение», способ ствующее укреплению страны. Идею верности, преданности своей стране, своей родине, необходимости защищать ее от всех врагов, Шота Руставели проводит порез вело поэму. Автандил, уезжая па розыски Тариэля, за вещает своему заместителю Шермадину: «укрепи границы царства, вражьи силы от ражая». Ом ж;е пишет своим подданным :• «об одном молю... да не будет царство наше иод враждебною пятою!» По первому зову Пестам-Дареджаи Тариэль отправляется в поход против хатавов. Выручив возлюблен ную из кад'жетского плена, и узнав, что его родина занята хатаваш , он спешит освобо дить ее от них. Нестаи-Дареджав пишет Та- риэлю из кадженского плена: «поспеши в долину Инда, где отец твой покоренный, не противясь супостату, под пятой его поник». Она считает, что Тариэль в первую очередь должен заботиться о своей родине, и сама ставит себя на второе место. Вся поэма насыщена поэтической пропо ведью о высоком ©лужении родине, о верности общественному долгу, о чистого этого чувст ва. Но одновременно поэма является поэти ческой проповедью, выраженной о еще боль шей полнотой и силой, междунационального побратимства, междунациональной дружбы. Носитель этой идеи, ее великий энтузиаст в поэме прежде всего и главным образом — ви тязь Автандил. Он — араб. Он вступает в побратимство с индусом Тариэлем, а также с владетелем Мульганзазари Нурадия-Фридо- иом. Во имя дружбы с Тариэлем он расстается с любимой им Тинатин, уезжает (вторично) ж Тариэлю тайно от Ростевана. Чувство дружбы для Автандила — самое драгоценное из человеческих чувств. Сравнивая его с чув ством любви, он говорит: «я ищу рубин о алмазом, потеряв хрусталь © эмалью» (т. е. Тинатин), «дружба с ближним выше, чем любовь», «©вящеины узы братства». Он гово рит Тинатин, что «без друга жизнь не в ра дость, как сладка она ни будь!» Он советует Ростевану: «отдающих жизнь за друга, ода ряя, не скупитесь — надо тех ценить, чье сердце добрых дел и благ родник». Он поу чает Шермадина: Вот пути, чтоб в сердце друга ие угасло пламя дружбы: Первый — быть с ним неразлучным, следовать за ним всегда. Путь второй — презрев богатства, радовать его дарами. Третий — поддержать собрата в час, когда грозит беда. После выручки Нестан-Дареджан из кад- жетского плепа Автандил, собрав восьмиде сятитысячное арабское войско, помогает (как. и Ыурадин-Фридон) Тариэлю •освободить его родину от хатавов. Это же утверждение чувства дружбы, как самого высокого и чистого из человеческих чувств, идеи междунационального побратимст ва и сотрудничества, проведено в поэме и путем резкого осуждения всякой лжи, изме ны, всякого вероломства, предательства. Автандил, уезжая вторично к Тариэлю тай но от Ростевана, оставляет последнему заве щание, в котором пишет: «лживость и дву личие губят душу, тело погубив», «ложь — источник всех напастей», «презираю челове ка, в ком — предательство и ложь». Он же го ворит Фатьме: «недруга опасней близкий, ока завшийся врагом». Он завещает Шермадину: «дай отпор врагам — да будет в мщении твой удар ужасен, верным раздари богатст ва, а неверный пусть падет». В поэме есть призыв к «отпору врагам», к защите мирной жизни страны, приветствуется побратимство, дружба народов, но нет и намека на призыв ж агрессивным, захватническим выступле ниям. Наоборот, такие действия в поэме, как, например, выступление «двоедушного лжеца» Рамаза, пресекаются, наказывают ся. Столь же высоким и чистым, чуждым из мены и лжи чувством, как дру'жба, должна, быть н любовью. «Окрестил Восток безум цем — опьяненного любовью». «Безумствует» в любви Тариэль и даже, как говорит Асмат, «стал подобен зверю», удалившись от мира н людей в пещеру. Но только тот, кто знает, что подлинная любовь «душ ¡родство — не вспышка страсти», кто «в чувствах постоя нен), чуждый низкого влеченья», — только тот любит по-настоящему, только такая лю бовь «невыразима словом, музыкой она зву чит». Именно так любят друг друга Тариэль и Нестан-Дареджан, Автандил и Тинатин. Они верны, преданны в любви друг другу. Чувство любви у н и х— высокое, чйстое. Обе стороны в этой любви равноправны. И Не стан-Дареджан, и Тинатин — они прекрасны, обаятельно женственны, по они не только об’екты любовного восхищения и обожания. Они активны, деятельны, являются двигаю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2