Сибирские огни, 1937, № 5-6

Гуланшаро — столицу морского царства. Здесь в него влюбляется жена старейшины торговцев Фатьма, через которую Автандил узнает, что Нестан-Дареджан находится в плену у каджей — в Каджетсвой крепости. При помощи слуг Фатьмы, умевших колдо­ вать, Автандил посылает Нестан-Дареджан известие о Тариэле и получает от иве пись­ мо для него. Сообщив обо всем этом Нура- дин-Фридону, Автандил возвращается к Та- риэлю. Тариэль воскрес, воспрянул духом. Он облачается в рыцарские доспехи, воору­ жается и вместе с Автандилом отправляется на выручку Нестае-Дареджаи. К ним присое­ диняется и третий доблестный витязь Ну- радин-Фридон. Они врываются в Каджетскую крепость, уничтожают ее стражу и освобож­ дают Нестан-Дареджан. Заехав в Гуланшаро, чтобы поблагодарить Фатьму, и в Мульган- зазари, все направляются в Аравию—-к Ростевалу. И вот — Автандил воссел на троне, повелителем венчанным: Рядом—Тариэль прекрасный, украшение земли. Для очей отрадой были Тинатин и Дареджан, Мнилось — ближе купол неба, и два солнце низошли. Пирование длится месяц. Приходит изве­ стие, что «пала Индия и стала пастбищем для вражьих стай». Тариэль опешит собрать войска и освободить свою родину от хага- вов. В освобожденной Индии он празднует свадьбу с любимой Нестан-Дареджан. • $ * * Таково содержание поэмы гениального «безвестного месха», поэмы исключительно .блестящей, чеканной формы, увлекательней­ шего сюжета и вместе с тем насыщенней высокими человеческими чувствами и идеа­ лами, огромнова, как сама жизнь, содержа­ щий. Шота Руставели пишет свою поэму народ­ ным шеетнадцатисложвым размером шаири, которым до него грузинские поэты не поль­ зовались. Стих отшлифованный им, озвучен­ ный виртуозной рифмовкой и аллитерация­ ми, Льется.,' ка к многоцветный, то спадаю­ щий, то вновь нарастающий поток ярчайших звуков и красок. Шота Руставели кладет в языковую осно­ ву поэмы народный месхскпй диалект и создает общенациональный грузинский лите­ ратурный язык. Он, владевший, йесомнепно, всеми поэтическими тайнами восточной, ира- яо-персядской изящной литературы, щедро расцвечивает строфы поэмы меткими и яр­ кими сравнениями, красочными метафорами. «Мыслен ширь в оправе тесной, — этим песнь пленяет нас!» — восклицает Шота Руставели во вступлении поэмы, заимствует из сокровищницы народной речи афоризмы, Пословицы, поговорки — и возвращает их па­ роду же в блестящей отделке, насыщает поэ ­ му своими мудрыми афоризмами и сонтеи- циями — и обогащает ими народную речь. «Если ходячими идеями, письменными па- выками, завещанной утонченностью отделан­ ной речи, — писал академик Н'. Марр, — Шо­ та связан с письменной литер 1 атурой родной и пришлой, — звук, ритм, пульс души его поэмы бьется в унисон с народной музыкой и с народной речью грузинской ».1 ' Эпическое повествование в поэме сочетает­ ся с глубочайшей лиричностью и высокой патетикой. Вымыслы переплетаются тесно с действительностью. Вымышлены названья государств — Мульганзазари, Гуланшаро, со­ всем фантастична Каджети. Можно найти на карте Аравию, Инд, Хварезму, Хатаети, но нельзя сказать, что в поэме описаны дейст­ вительно эти страны. Витязи изумительной физической красоты и силы совершают, по­ добаю героям Гомера, огромные путешествия из страны в страну. Оии ищут солнцеподоб- иую Неетаи-Дареджан, преодолевая, словно в сказке, всевозможные препятствия, всту­ пая в борьбу и с обыкновенными смертными, и с фантастическими дэвами, и с дьяволята- МИ — « КЗ-ДЖсШИ». * —- «Поэзия, это есть отражение п р а в ­ ды ж и з н и » — писал лучший грузинский поэт прошлого столетия Илья Чавчавадзе. Какую правду жизни раскрывает эта не­ обычайная поэма? Что является ее пафосом? Каков круг ее идей? Оерида'н, отец Тариэля, один из сильней­ ших из семи властителей Ища, решил стать подвластным царя Парсадана. Парсадан приветствует Серидана «за достойное реше­ ние», назначает его шоеначальником, дает звание маршала. Равного в нем видя, думал царь: «Вождя такого Не найти. Для вражьих ратей о® в бою страшней чумы Вероломных и мятежных может покарать сурово .. 1 Н. Я. ¡Марр. «Грузинский «аци-ональный гений», 1920 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2