Сибирские огни, 1937, № 5-6
ко, схожих по содержанию с поэмой «Витязь в тигровой шкуре» произведений в иранской письменной и устной литературе до сих нор не майданю. Грузинский царь Вахтанг VI, долго живший в Иране и отлично знавший иранскую литературу, в своих комментариях к первому печатному изданию 1712 г. поэ мы «Витязь 'в тигровой шкуре», писал: «Это го рассказа у иранцев нет... На самом деле 'же и сюжет и стихотворное оформление при надлежит Руставели». «Этого рассказа у иранцев нет». Но зато в грузинском фольклоре существуют десятки народных сказаний, схожих по сюжету с поэ мой Шота Руставели, о одними и теми же героями. Весьма 'вероятно, что грузинское народное предание «Тариэл-иани» существо вало до создания Шота Руставели своей поэмы и, следовательно, в основе ее лежит не иранский сказ, а грузинский. Но допу стим, что народное сказание «Тариэлнани» сложилось позже создания поэтом поэмы «Витязь в тигровой шкуре » . ' 0 чем говорит этот факт? О том, что поэт чутким ухом при слушался к жизни народа, ' острым взором проник в ее гущу, горячим сердцем отклик нулся ¡на нее, мудрым, ясным и ярким сло вом изобразил правду этой жизни. Именно это подтвердил сам грузинский народ, усы новив немедленно в своем устном творчест ве героев поэмы Шота Руставели. О суровой правде прошлой исторической жизни грузинского народа рассказано в наши дни в «Приветствии трудящихся Советской Грузии вождю 'народов, великому Сталину». Кто не терзал отчизны нашей своими хищными руками? Османы, персы и монголы опустошали нас веками, И покоряли нас тираны, кровавой жаждой пламенея, Гнал Александр нас Македонский, мы помним римский меч Помпея... ...Но устоял народ отважный, врагом теснимый и гонимый, Имел он сердце из железа и силы был несокрушимой... Да, грузинский народ — отважный, несо крушимый, героический, всегда полный творческих сил народ! Через его страну с древних времен про ходили военно-торговые пути из Греции в Персию, из Малой Азии на Северный Кавказ. В многовековой защитительной борьбе с мо гущественными западными и восточными соседями, грузинский народ осознал силу национального единства. В этой же борьбе он впитал в себя все лучшее западной и восточной культуры. И в средние века он пришел с высоко развитой национальной культурой, самой передовой тогда на евро пейском материке. Феодальная раздробленность -средневековой Грузии на ряд самостоятельных княжеств и царств, -нередко враждовавших между собой,, Всегда мешала укреплению страны и успеш ной борьбе с вторжением могущественных соседей. Грузинские цари Багратиды с X века -стремятся подчинить всех феодальных царьков центральной власти -в -стране. Давит Восстановитель (1089— 1125 гг .) , поддер живаемый мелкопоместным грузинским дво рянством, реме-сленижами и торговцами, до бивается в этом дело решительных успехов. В 1112 -г. из Тбилиси окончательно .изгоня ются турки-сельджуки. Территория Грузии расширяется до берегов Мерного и Каспий ского морей, -от Северного Кавказа до Азер байджана и Эрзе-рума. На границах водво ряется спокойствие. Расширяются торговые связи с -соседями. Внутри страны строятся дороги, крепости, огромные здания, процве тают ремесла. В царствование внука Дави да Восстановителя — Георгия I I I (1156 — 1184 -гг.) и его -дочери Тамары (1184 — 1213 г г .) , несмотря на попытки ¡со стороны ряда крупных феодальных князьков вновь, раздробить силы страны, Грузия переживает свой «золотой век» — огромный экономиче ский и культурный п-од’ем. Именно :в это время Грузия дарит челове честву поэтического гения — «безвестного месха» Шота Руставели, который -создает вдюхновенп1»-'Е1еличест(ве1Нную поэму «Витязь в тигровой шкуре» — жемчужину «мировой ценности в местной, областной оправе» (Н. Марр). Грузинский народ, усыновив -поэму и ее ге роев, запечатл-ел ее звучные строфы в своей памяти и в списках — и бережно, как зна мя, донес ее до наших дней — донес через опустошительные столетия монгольского ига, через кровавые распри феодалов, через деся тилетия персидских и турецких насилий, через столетний произвол русского царизма... 'Ныпе месх безвестный вышел на колхозные поля, В цех вошел, свой стих медвяный меж рабочими деля.1 * * * Откроем страницы бессмертной ¡поэмы Шо та Руставели «Витязь в тигровой шкуре». 1 -Приветствие торжеств-е-н-ного заседания Тбили-с-ско-гс совета -в-ождю народов — веди- «ому Сталину. 30/ХИЛ937 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2