Сибирские огни, 1937, № 5-6
— Праведный он человек, дед-то Мат вей, — вот чего скажу я тебе. Зато он и не люб!— и Викул снова тряхнул головой,— Если ты, к примеру сказать, чисто живешь, по-божьи, так худого слова не скажешь об нем, о Матвее-то... не-е-ет, не скажешь! А у кого вот совесть-то с заминочкой, так те и ругают его. Он вот, Матвей-то, ни перед кем не смолчит тебе, не смякнет, а всякому нравцу-то в глаза выворотит. А, вишь, вот нравду-то по нашим местам не шибко долю- бливают — жестка она, не по зубам... ну, вот и давятся ей! Правда аль нет, — опро сил он после минутной паузы, — што будто приговор писали — ссылать его хотят, Мат- вол-то? — Правда;! — ответил я. — А-а, в ссылку наладили. Вишь, сколь легко по правде-то на свете жить, по-бо- жьи-то. Чего же, сошлют его аль нет, не знашь? — спросил он. — Нет не сошлют! — То-то. Грех бы, на мой ум, худым-то людям потакать, — одобрительно заключил Викул и всю дорогу затем что-то бормотал. В Б— е я прожил около недели и не имел свободного времени заняться стариком Мат веем, и к тому же мне сообщили, что он уехал на 'несколько дней на рыбалку на про тивоположную сторону реки Чулыма. Но на кануне от’ерда, идя осмотреть только что от строенное здание хлебозанасного магазина, я узнал от старосты, что Матвей возвратился домой', и велел привести его ко мне на квартиру. Возвратившись домой, я застал дожидавшихся меня двух крестьян. Одного из них, по фамилии Юхнова, я знал — это был человек весьма зажиточный, имевший мелочную лавку или «мангазей», как назы вали ее крестьяне. Другой был тоже из чис ла торгующих, но фамилии Сайков. На мой вопрос, что им нужно, Юхнов ответил, что они присланы ко мне от сельского общества с покорнейшею просьбою. — Обчество наше, — говорил он тем слащавым неприятным голоском, какой свой ственен торговцам, выхваливающим свой товар, — представило вашей милости 'Приго вор об удалении из нашего села крестьяни на Шигина, так нам бы желательно знать, когды то-ись 'сошлют его? — Его нельзя, 'сослать! — ответил я. — Закон не допускает ссылки в его лета. — А-а-а! вот горе-то! — удивленно про изнес Юхнов. — Слышал? — спросил он, об ратившись к Санкову. — Чего ж нам те перь делать-то с ним? •—« стоя вполоборота, спросил он нето меня, пето Савкова. — Ведь нам, ваша милость, житья теперича можем приспособиться ослобониться от не го. Уж мы, штоб избавиться от греха, денег ему давали: возьми, только выселись от нас; уйди, мол, стинь с тлаз добром. — Что он вам сделал такое, что вы так невзлюбили его? — снросил я. — Что он, вредит кому-нибудь что-ли? — Вредительный. Одно слово, што непо требства терпим от него на каждом шагу. — Какие же непотребства? — Вы не изволили видать его, ваша ми лость? — спросил меня в свою очередь Юх нов. — Нет, не видал! — И слава тебе господи, што отвел вас от греха! — ответил он, улыбаясь, причем ши рокое, румяное лицо его, опушенное русою волнистою бородой, приняло самое благодуш ное выражение. — И слава тебе господи, го ворим мы, — снова (Повторил он. — Это у нас такой праведный старец, што от него никому на селе житья нету. Какого хошь святителя предоставить ему, он и того гре ховодником доспет, ей богу! — смеясь заклю чил Юхнов. — Вот завяжется экой человек в ©бчестве, — произнес он после минутного молчания, вздохнув и разведя руками, — и живи, ка к знашь. И хоть бы кто ему не приятности какие чинил аль озорство, — ну, куда бы ни шло... а то всякой-то сторо нится да удаляется от него,* как от чумы, прости господи, а он нет — лает на всех, што пес, и уйму ему нету! Ноне это по ле ту, обскажу вашей милости, сход был у нас на селе-то, старосту по приходу в церкви выбпр’али. Ну, а у нас уж три трехлетья ста- ростой-то при церкви ходит Павел Никола ич Ухватов, уважительный человек, — кого ни спроси, никто про него худого слова не вымолвит, кафтаном уж пожалован за свою службу, две медали за жертвы на божий храм носит. Каждый владьгко, што ни прие дет, то и благословенье ему, то п спасибо, то и похвальну грамоту шлет ему за ра денье к храму... Ну, мы сызнова и выбрали его, кого боле-то? Нет, вынесла нелегкая от- коль-то на сходку нашего деда Матвея, как кличут его в народе-то, и начни он поносить Ухватова-то на весь мир: и лес он какой-то у обчества украл да за свой продал, и цер ковь-то чинивши, обокрал да на энти день ги флитерь к своему дому пристроил. Только вот экпх-то мошенников, как Ухватов, вы, говорит, миряне, в службы-то и выбираете себе: и в сельские старосты, и в старосты к церкви божьей я в старшины-то, говорит, и в волостны-то начальники, а честных-то лю дей, говорит, стоющпх, што по-божьи-то жи вут, так в загоне держите, в забвении буд- п а й ! ________ш в о т ш т но ттатш п о т о м т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2