Сибирские огни, 1937, № 5-6

— Праведный он человек, дед-то Мат­ вей, — вот чего скажу я тебе. Зато он и не люб!— и Викул снова тряхнул головой,— Если ты, к примеру сказать, чисто живешь, по-божьи, так худого слова не скажешь об нем, о Матвее-то... не-е-ет, не скажешь! А у кого вот совесть-то с заминочкой, так те и ругают его. Он вот, Матвей-то, ни перед кем не смолчит тебе, не смякнет, а всякому нравцу-то в глаза выворотит. А, вишь, вот нравду-то по нашим местам не шибко долю- бливают — жестка она, не по зубам... ну, вот и давятся ей! Правда аль нет, — опро­ сил он после минутной паузы, — што будто приговор писали — ссылать его хотят, Мат- вол-то? — Правда;! — ответил я. — А-а, в ссылку наладили. Вишь, сколь легко по правде-то на свете жить, по-бо- жьи-то. Чего же, сошлют его аль нет, не знашь? — спросил он. — Нет не сошлют! — То-то. Грех бы, на мой ум, худым-то людям потакать, — одобрительно заключил Викул и всю дорогу затем что-то бормотал. В Б— е я прожил около недели и не имел свободного времени заняться стариком Мат­ веем, и к тому же мне сообщили, что он уехал на 'несколько дней на рыбалку на про­ тивоположную сторону реки Чулыма. Но на­ кануне от’ерда, идя осмотреть только что от­ строенное здание хлебозанасного магазина, я узнал от старосты, что Матвей возвратился домой', и велел привести его ко мне на квартиру. Возвратившись домой, я застал дожидавшихся меня двух крестьян. Одного из них, по фамилии Юхнова, я знал — это был человек весьма зажиточный, имевший мелочную лавку или «мангазей», как назы­ вали ее крестьяне. Другой был тоже из чис­ ла торгующих, но фамилии Сайков. На мой вопрос, что им нужно, Юхнов ответил, что они присланы ко мне от сельского общества с покорнейшею просьбою. — Обчество наше, — говорил он тем слащавым неприятным голоском, какой свой­ ственен торговцам, выхваливающим свой товар, — представило вашей милости 'Приго­ вор об удалении из нашего села крестьяни­ на Шигина, так нам бы желательно знать, когды то-ись 'сошлют его? — Его нельзя, 'сослать! — ответил я. — Закон не допускает ссылки в его лета. — А-а-а! вот горе-то! — удивленно про­ изнес Юхнов. — Слышал? — спросил он, об­ ратившись к Санкову. — Чего ж нам те­ перь делать-то с ним? •—« стоя вполоборота, спросил он нето меня, пето Савкова. — Ведь нам, ваша милость, житья теперича можем приспособиться ослобониться от не­ го. Уж мы, штоб избавиться от греха, денег ему давали: возьми, только выселись от нас; уйди, мол, стинь с тлаз добром. — Что он вам сделал такое, что вы так невзлюбили его? — снросил я. — Что он, вредит кому-нибудь что-ли? — Вредительный. Одно слово, што непо­ требства терпим от него на каждом шагу. — Какие же непотребства? — Вы не изволили видать его, ваша ми­ лость? — спросил меня в свою очередь Юх­ нов. — Нет, не видал! — И слава тебе господи, што отвел вас от греха! — ответил он, улыбаясь, причем ши­ рокое, румяное лицо его, опушенное русою волнистою бородой, приняло самое благодуш­ ное выражение. — И слава тебе господи, го­ ворим мы, — снова (Повторил он. — Это у нас такой праведный старец, што от него никому на селе житья нету. Какого хошь святителя предоставить ему, он и того гре­ ховодником доспет, ей богу! — смеясь заклю­ чил Юхнов. — Вот завяжется экой человек в ©бчестве, — произнес он после минутного молчания, вздохнув и разведя руками, — и живи, ка к знашь. И хоть бы кто ему не­ приятности какие чинил аль озорство, — ну, куда бы ни шло... а то всякой-то сторо­ нится да удаляется от него,* как от чумы, прости господи, а он нет — лает на всех, што пес, и уйму ему нету! Ноне это по ле­ ту, обскажу вашей милости, сход был у нас на селе-то, старосту по приходу в церкви выбпр’али. Ну, а у нас уж три трехлетья ста- ростой-то при церкви ходит Павел Никола­ ич Ухватов, уважительный человек, — кого ни спроси, никто про него худого слова не вымолвит, кафтаном уж пожалован за свою службу, две медали за жертвы на божий храм носит. Каждый владьгко, што ни прие­ дет, то и благословенье ему, то п спасибо, то и похвальну грамоту шлет ему за ра­ денье к храму... Ну, мы сызнова и выбрали его, кого боле-то? Нет, вынесла нелегкая от- коль-то на сходку нашего деда Матвея, как кличут его в народе-то, и начни он поносить Ухватова-то на весь мир: и лес он какой-то у обчества украл да за свой продал, и цер­ ковь-то чинивши, обокрал да на энти день­ ги флитерь к своему дому пристроил. Только вот экпх-то мошенников, как Ухватов, вы, говорит, миряне, в службы-то и выбираете себе: и в сельские старосты, и в старосты к церкви божьей я в старшины-то, говорит, и в волостны-то начальники, а честных-то лю­ дей, говорит, стоющпх, што по-божьи-то жи ­ вут, так в загоне держите, в забвении буд- п а й ! ________ш в о т ш т но ттатш п о т о м т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2