Сибирские огни, 1937, № 5-6

8 . Что же касается Докая, то он пришел в колхоз пешком, не имея другого имущества, кроме посоха. Издалека пришел Докай — из глубины степей, со стороны Баян-Аула. Голодный и оборванный, кашляя от Просту­ ды, напомнил Докай, что Баян-Аул — это родина предков тех казахов, что живут на­ против города Омбы. Там, в Баян-Ауле, лю­ ди знают, — сказал Докай, — что ветвь ¿старого рода, когда-то ушедшая к городу Омбы, замечательно живет ныне! Вот пото­ му-то он, безродный бродяга, вечпый батрак Докай и пришел сюда. Но, повидимому, при­ шел умереть, так-как пеизлечимо просту­ жен! Он хотел лечь и умереть возле пра­ вления колхоза. Колхозники сказали: — Погоди умирать! Поживи, поработай сначала! Накормив Докая, выходца с родины пред­ ков, колхозники назначили его дневным сто­ рожем хозяйственных построек. Членом кол­ хоза стал Докай, таким же пол 1 нонравным членом колхоза, как и все другие. Уж несколько лет живет Докай здесь в колхозе. Докай больше не собирается уми­ рать. Только иногда возвращающиеся при­ ступы кашля напоминают о прошлом. Но в общем Докай бодр, весел. Обязанность Докая — следить, чтоб к хозяйственным построй­ кам не подошел кто чужой, подозрительный. Своих Докай знает наперечет. Утром Докай наблюдал, как на скотный двор идут доярки. Впереди вдова Домижан. Говорят, что эта Домижан когда-то юти­ лась с детьми и мужем на конюшне у глав­ ного здешнего богача-бая Ратзана . Муж Домижан, батрак, надорвавшись, помер от грыжи. Дочь Домижан — Рыста качалась в люльке между конскими стойлами, и рама- зашшокие кобылы фыркали пеной в лицо девчонке! А теперь эта Рыста учится на педагога. Брат ее Шарпен, что в детстве не имел штанов и бегал по аулу, обмотав бед­ ра грязным мешком, — теперь сельский ис­ полнитель. А сама Домижап —• лучшая ста­ хановка молочно-товарной фермы. 269 трудо­ дней заработала за полгода! Премия напо- лучала! Самая забитая, самая жалкая ста­ ла теперь богатой и знатной. Следом за Домижан идут другие женщи­ ны: Кеньжитай, Шибатай, Жемал, Софья, Евгения, и телятницы — Лида и Антонина. Старый Докай мог бы рассказать подробно про всех их, — чем замечательны эти жен­ щины. Кеньжитай — кандидат партии. У Софьи — русское имя и фамилия, но на самом деле она — немка, жена неица-си- биряка; у Евгении — тоже немки, украин­ ская фамилия. Немки есть черноволосые, ка­ зашки белокурые... Хорошо! Интересно! За женщинами вслед идет зоотехник, он — русский. Говорят, когда-то в городе Омбы в Колхоасовде работал, приезжал в казахский колхоз с обследованиями, да так здесь по­ правилось, что попросился в члепы и жи­ вет теперь шестой уж год. Он помогал кол­ хозу вырастить стадо рогатого скота. Снача­ ла на ферме было всего-павсе-го 35 тощих шилозадых, с грязными брюхами степных коровенок, а теперь 250 огромных, медно- шерстных краснонемецких' коров да три бы- ка-производителя той же замечательной по­ роды. Мощные быки! Реву теплоходов на ре­ ке Иртыше подобен рев этих быков. Поза­ ботился о быках зоотехник. Русский зоотехник в колхозе и русский — садовник. Этот садовник хочет превратить аул в аул-сад. Хорошая затея— насадить фруктовых деревьев, как в сосед­ них русских и немецких колхозах. И счето­ вод в колхозе тоже русский. Этот счетовод Андрей Карпыч давно уж тут работает, за­ местителем председателя сельсовета выбран. А председатель сельсовета (Докай первое время много удивлялся этому!) — жен­ щина. Звать ее Малике. Жена кладовщика Акжупаса. Того самого Акжупаса, который когда-то был батраком Рамазана, но выучил­ ся грамоте и стал председателем сельсовета. Став председателем сельсовета, звал Акжу- пас женщин аула учиться грамоте. Женщи­ ны плохо шли, говорили: — Жену свою Малике убеди сначала учиться! Акжупас убедил Малике. Кончила Малйке- ликбез, поехала учиться щ Омбы, в совпарт­ школу. Вернулась, стала заведующей в ко­ оперативе и членом совета. А потом выбра­ ли ее и председательницей. Теперь предсе­ дательствует как мужчина! Как мужчина рассуждает о делах политики прелестная Малике. ,И когда об’ясняла жителям аула Сталинскую Конституцию, — основной за­ кон, по которому живет сгрцна, — то при­ меры равноправия граждан СССР, независимо от их национальности и расы, пример рав­ ноправия женщин и многие другие важные примеры приводила Малике прямо из жизни аула! Правильно приводила. И сама Малике есть новой жизни живой пример! ’ Докай, думая о разных вещах, сидел у дверей правления, когда прибежал взволно­ ванный Джюсембай. Растирая слезы на ши­ роком своем мальчишеском лице, Д ж ю -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2