Сибирские огни, 1937, № 4
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я РОМАН О БУДУЩЕЙ ВОЙНЕ Роман П. Павленко «На востоке» насыщен героикой социалистического освоения ДВК, пафосом грядущих вооруженных столкнове ний на его границах. Но это —■ самое общее определение темы романа. Его художествен ное богатство — в деталях обобщенного по каза ДВК наших дней, в уменьи прощупать неразрывные нити, связывающие наше Тихо океанское побережье со всем Союзом, с его народами, с исторической миссией СССР. Д о с т ои н с т в о романа также и в том, что автор впервые с таким размахом и смелостью . по ставил проблему советского «Востока», отбро сив устаревшее 'определение «дальний». Почти вся художественная литература, до сих пор записанная о ДВК, была собственно литературой о Приморье ДВК. Вспомните Арсеньева, Лидина, Пришвина, Лебедева, Да- лецкого и даже Фадеева; не называю десят ки рассказов, очерков, целых книг, в кото рых на разные лады переписываются и пере певаются сюжеты все той же узкой южной прибрежной полосы нашего края. О б ’яснение этому можио было бы искать в литературной традиции, являющейся пережитком пристра стия ц колониальной экзотике. Но возникно вение самой этой традиции обусловлено опре деленными 'историческими причинами. Приморье и до революции и в первые годы после освобождения края от интервентов бы ло экономически наиболее весомой частью края. Уссурийская железная дорога возникла раньше Амурской почти на 25 лет (закладка состоялась 12 мая 1891 года). В 1903 году была закончена Китайская Восточная желез ная дорога. Регулярная пароходная ювязь метрополии с Владивостоком наладилась вскоре жр. после прорытия Суэцкого канала в 1869 году. Владивостокский шорт многие годы был беспошлинным (порто-франко). В то же время он являлся перевалочным пунк том в торговле и с севером ДВК и со всем Приамурьем, откуда шли пушнина и золото. В Приморье были рыбные промыслы, рудни ки, угольные каин, промышленные предприя тия; приморские земли и климат привлекали к себе переселенцев. Так, с 1859 года по 1908 в Амурскую область 'прибыло крестьян- переселенцев 74899 человек, а в Приморскую область за то же время — 181257, т. е. поч ти в два с половиной раза больше. Наплыв переселенцев в Приморье с 1907 года стал еще более бурным. 'Соответственно с этим и доходно-расходная часть дальневосточного бюджета по Приморью была значительно бо лее крупной, чем в Амурской области. При бавьте к этому чудесную, необычную приро ду Приморья и вам станут понятными причи ны возникновения отмеченной выше традиции (в художественной литературе о Дальнем Во стоке. Первая пятилетка произвела резкие изме- > нения в экономике ДВК. Промышленность двинулась на север, вдоль побережья Япон-. ■ского и Охотского морей, в бассейн Амура. (Индустриализировался Хабаровск. Новые го рода, заводы, рудники возникают в местах, которые до революции считались «дикой зем лей». П. А. Павленко, первый из писавших о ДВК, сумел найти занимательный материал не только в Приморье. Он пишет о границе, то-есть главным образом о южной и юго- восточной полосе края, но он понимает, что в условиях новых форм войны нашей грани цей на востоке будет вся территория ДВК от тога до севера. Павленко дает образ всего «рая во всем размахе его грандиозного соци алистического обновления, в то же время мы ни на минуту не забываем, что «самолеты идут над тайгой к океану», и что не случай но с каждым месяцем число их возрастает в ‘прогрессии, не предусмотренной никакой ■арифметикой, — масштабы и темпы роста промышленности и обороны края изменяют ся алгеброй революции. Впервые советский читатель раскрывает книгу, в которой дан подлинный социалистический Дальний Восток. В романе поражает и грандиозность твор ческого освоения края, начатого большевика ми, и еще сильнее и острее — люди, преобра зующие край. Павленко и сам впервые за всю свою литературную деятельность ра з вернулся, как подлинный мастер человеческо го характера, как знаток мировой политики. ■Десятки лиц романа запоминаются с фамили ями, с привычками, с манерой работать, го ворить, мыслить, волноваться. При чем, это «е плоскостные изображения очеркового ти па, не моментальные снимки проворного фак тографа, а образы, сделанные художником, — ■об’емные, движущиеся, растущие, особенные и в то же время типичные. Через людей по казывается мир и то, что в нем происходит. Немного в нашей (литературе таких заме чательных образов, как большевик и партий ный руководитель Михаил Семенович или че кист Шлегель, или фигуры командиров и по литических работников армии — Шершавин, Винокуров. Роман дает реальное и волнующее .знание действительности. Автор не скупится на прямые характеристики, охотно делает от ступления, позволяет своим героям вести длинные разговоры, потому что им есть о чем поговорить. И читателю не скучно, так как он верит автору, что дело идет о важ ных, не бывших и неповторяемых вещах. Публицистический материал не оторван от живой ткани повествования, а сплетается с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2