Сибирские огни, 1937, № 4

Я спросил: кто это — работник профсою­ за, товарищ с официальным положением, или же политик? — Нет, ни тот, ни другой, ни третий. Мне захотелось увидеть этого человека, и при выходе мне удалось его встретить: — Почему вы отдали ваши часы? Я знаю, что вы бедны. Вы, наверно, наш? — Я ничего не понимаю в большой поли­ тике, но по части событий в Испании я на­ чинаю понимать. Я понял, что есть люди, которые подняли мятеж затем, чтобы подоб­ ные мне, самые бедные в мире люди, про­ должали свою жизнь угнетенных. Но в Ис­ пании оказались люди, которые вступили в бой с мятежниками затем, чтобы лишить их, мятежников, права снова угнетать бедных. Эго дело такое простое и понятное, и вмес­ те самое значительное и важное в моей жиз­ ни. Вот почему я положил на поднос един­ ственную имеющуюся у меня вещь, ту са­ мую вещь, которая для меня представляла самую большую ценность». Антифашистский писатель может найти множество форм своей активной борьбы с фашизмом и его троцкистской агентурой. Конгресс защиты культуры сделал боль­ шое дело, разоблачив перед мировым писа­ тельским общественным мнением троцкист­ скую агентуру Гитлера и Франко. Револю­ ционные писатели рассказали о методах и целях этой агентуры. Методы — предатель­ ство, измена, двурушничество, шпионаж, ди­ версия, цели — укрепление колеблющихся основ капитализма и порабощение трудя­ щихся, в отношении Советского Союза — ре­ ставрация капитализма, продажа по частям социалистической родины человечества. Со­ ветские делегаты Михаил Кольцов и Алексей Толстой в блестящих речах пригвоздили к позорному столбу Иудушку-Троцкого, ос­ новной профессией которого стала торговля нашей родиной и кровью трудящихся. По части клеветы па СССР у троцкизма находятся подлые подпевалы, вроде фран­ цузского писателя Андрэ Жида, написавшего клеветническую книжонку,о стране социа­ лизма. Устами крупнейшего испанского поэ­ та Хосе Бергамина конгресс защиты куль­ туры заклеймил эту пошлую книжонку, как «несправедливое и недостойное нападение на Советский Союз и на советских писателей». Андрэ Жид оказался по ту сторону барри­ кады, в одном ряду с троцкистом Бретоном, главой французского сюрреализма. Фашисты рукоплещут Андрэ Жиду. Сейчас еще трудно учесть все значение 2-го конгресса защиты культуры, а значе­ ние его несомненно огромно. Лучшие пере­ довые писатели всего мира с трибуны1кон­ гресса, прямо с передовой линии борьбы, перед лицом всего человечества пред’явилк обвинительный акт фашизму. Но дело не только в этом, а в том, что активность и высокая принципиальность всех выступле­ ний на конгрессе говорят о новой ступени, о новом этапе борьбы антифашистских писа­ телей. Новый этап заключается в том, что писа­ тели все более и более ищут связи с масса­ ми, начинают все глубже понимать, осозна­ вать замечательную силу, заключенную в рабочем классе. Писатели — участники борьбы в рядах на­ родного фронта — имеют широкие связи с массами, со своими народами. Поэтому успех конгресса писателей есть успех народного фронта, который под руко­ водством коммунистов борется с фашизмом н преграждает ему путь для экспансии. Пусть же каждый из членов этого заме­ чательного конгресса — свидетель варвар­ ских зверств фашизма в Испании — приве­ зет на свою родину ненависть к фашист­ ской чуме и пламенный призыв к активной борьбе за полное уничтожение угнетателей, варваров, возрождающих худшие времена средневековья. «Я хотел-бы, чтобы мое свидетельств» громко зазвучало в ушах всех моих товари­ щей, живущих пока в безопасности в мир­ ных городах — Париже, Лондоне, Нью- Йорке, — говорил на конгрессе французский писа­ тель Андрэ Шамсон, — чтобы каждый раз, когда всходит заря и над Мадридом фашист­ ские самолеты, в этих городах не осталось бы ни одной женщины, ни одного мужчины, которые не чувствовали подкрадывающихся тоски и страха. И только один Мадрид не знает тоски и продолжает улыбаться в бое­ вой решимости. Эта тоска, этот страх всего мира перед войной должны превратиться в решимость, положить конец этой войне

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2