Сибирские огни, 1937, № 4
Сказанное подтверждается и второй де талью, свидетельствующей о прекрасном знакомстве с ледовым режимом Баренцева и Карского морей в их южной части, об уста новленной и подчеркнутой в рассказе Шуби на' взаимосвязи ветров и ледового состояния моря: «были ветры встрешные и льды вели кие; а как живут пособньге ветры, а встреч ного ветру и льдов не живет...» «а как зай мут льды большие (в Карском море — Н. С.) иио обходят около льдов парусом и гребью не доль с шесть, а иногда и обойти льдов немоч но и от тех мест ворочаютца назад в Пусто озеро». Следовательно, плаванию 1601—- 1602 годов предшествовали плавания, озна комившие ,своих выполнителей с различными типами состояния льдов в юго-западной ча сти Карского моря, так как были случаи, когда после шестинедельного обхода ледового массива кочи все же проходили к месту назначения, и были навигации, когда путь оказывался непроходимым и льды вынуждали мореплавателей возвращаться. При этом воз вращались они не домой в Колмогоры, а в Пустоозерск для зимовки и продолжения по хода в следующем году. Отсюда очевидно, что обязательность смены тяжелых для навига ции лет легкими и известная закономерность этого явления были также прекрасно из вестны поморам конца XVI века и учиты вались ИМИ. I Следующий момент, общий для двух разно временных плаваний, решительно опроверга ет довольно распространенное мнение, что поморы плавали лишь вдоль 'берегов, не ри скуя оторваться от них на своих кочах. На деле было как раз наоборот. «А от Югорского Шару Нярзомским морем через Карскую Губу резвого ходу до устья Мутныя реки депь да ночь», указывает Л. И. .Шубин и! «Карскую Губу через бежали парусом день да и ночь и пришли на устье Мутные реки», подтверждает Фома Борисов. «Резвый ход коча определялся сильным вет ром, а следовательно сопровождался достаточ но серьезным волнением. 120-мильное про странство от Югорского Шара до устья р. Мутной преодолевалось в сутки, что дает , в среднем 5 миль в час. Эта -скорость была свойственна отнюдь не отдельным судам, а данному типу судна, так как Борисов участ вовал в походе «на штинадцати кочах»*, ко торые шли «большим морем». Повидимому, всякой возможностью похода открытым мо рем пользовались с готовностью, южная часть Карского моря пересекалась по прямой: * Шестнадцати. Юшар — . южная оконечность Шараповых Кошек, так как обход Байдарацкой Губы вдоль берегов «в депь да ночь», для парусиогреб- ного судна, который представлял собой коч, просто невозможен. /Это говорит за то, что поморские кочи по своим мореходным качествам для своего вре- ме были превосходными судами, прекрасно приспособленными для специфических усло вий походов в Сибирь. «Делали кочи крепкие, и лес в них был добрый, мелкий и ушивали, и конопатили, и смолили, и во всем делали дельно, чтоб те кочи к морскому ходу были надежны», — свидетельствует другой доку мент. Плавание в Мангазею вдоль побережья в европейской части пути —- факт, который принято приводить в подкрепление мнения о низких мореходных качествах кочей, обуслов ливался тем простым обстоятельством, что это был кратчайший путь. (Взгляните на карту). Плавание совершалось по линии вы дающихся мысов, «а шли напрямо большим морем, переимаясь через Губы морские», про должение этой фразы в рассказе Шубина «а на губах местами глубоко, а в иных местах мелко в сажень, а инде и меныпи, а в иных местах и суды ставают» есть лишь попутное описание заливок северного побережья, ни чего общего не имеющее с обычным путем следования коча. Характерно в приведенном документе раз граничение Нярзомского Моря, которым назы вается море к востоку от островов Вайгача и Новой Земли и Карской Губы, под которой понимается огромный залив, образованный линией этих островов и побережьем материка и полуострова Ямал. Это свидетельствует об отчетливом 'знакомстве со всем западно-си бирским побережьем. Небезынтересны и данные о грузопод’емно- сти «малого коча», которым пользовались для походов, в Сибирь — «четвертей по сту и болыни в четыре пуда четверть», т. е. более 400 пудов или 6,5— 7 тонн. Эйипаж коча состоял из 10 человек. Как мы видели выше в записках Отефапа Бурроу о ладьях, плававших на промыслы в Баренцево море, говорится совсем иное. Они были значительно больших размеров и грузо- под’емности и обслуживались командой «по меньшей мере» из 24 человек. Возможно, что «малый коч» явился особым видом судна для плаваний в Сибирь, возникшим вследствие решения и установленной возможности пере ходить Ямал по речным системам и волокам, после того, как некоторые походы вокруг Ямала и острова Белого окончились гибелью еров с человеческими жертвами. Краткие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2