Сибирские огни, 1937, № 3
ным кругом, о Микуле Селяниновиче — интересная попытка полемизировать с былиной, дать сказочный образ в наши дни, когда Микула «закинул соху за ра- китов куст». Случайно уронил под ноги Микула взгляды на песок, Где отпечаталось в дороге Большой машины колесо. Это сказано по своему: просто и ум но. Наконец, идет ряд безусловных сти хотворений, связанных впрямую с си бирской действительностью: промыслами, охотой, зверьем тайги. Их жалко раз дергивать цитатами: «На Иртыше», «Клад», «На Алтае». НеДавно Сибирь нашла отражение в интересной, романти ческой книге ВиссарионаСаянова: «Золо тая Олекма». Но это книга воспомина ний — и исторических, и личных. Сибирь Саянова — таинственная, несколько ска зочная по красоте страна, закутанная синей дымкой временной дали. Это роди на его ранней молодости. Другая Сибирь у Алексеева. Она явственно помечена дневниковыми датами, полна охотниче- ских и -земляных запахов, яркой зелени, людских голосов. Она живет, двигается, строится. Особенно хочется выделить стихотво рение «Партизаны». Это самая большая вещь в сборнике. Не все строфы в ней одинаково ценны, некоторые невнятны по мысли. Кое-что растянуто. Но в ос новном это стихи с наибольшей интона ционной свободой у Алексеева, с нзи" большим «разгоном» и под’емом. Они свежи и по языку. Здесь, он, как будто, расстается с символической традицией, часто сковывавшей е г о в предыдущих сти х а х , —и расстается легко ина пользу для себя. Вот, наудачу, несколько разрознен ных строф из «Партизан»: Отчего же, скажи, отчего задымилось, С четырех запылало селенье сторон? Небеса не вини. Разве неба немилость Офицерский послала сюда эскадрон?.. ...Мать моя, расскажи: ты какому ко 1 цею Променяла лицо — на лицо мертвеца. Нелегко между тех, кто с пенькою на шее, Находить, признавать своего кузнеца. ... Умирать, я уверен, умеет не каждый, Но готов партизан победить или пасть — За свою драгоценную каждому дважды, За свою молодую советскую власть. В этом стихотворении, в лучшей его части, есть та удача, которая может его сделать народной песней, как это было когда-то с замечательными ^ стихами «Славное море, священный Байкал». Стремление к сжатости, к прозаической точности, присущее Ник. Алексееву, само <по себе плодотворное стремление. Но оно может привести к результатам, прямо противоположным сжатости и про стоте. И тогда стихи Алексеева смахива ют на зарифмованный фельетон. Вместо упругой голосовой волны в них слышен деревянный стук, неживые, безличные слова, расставленные в более или менее ритмическом порядке. Особенно это от носится к стихам, открывающим сбор ник, — ю встрече с Мальро: На первый раз Мальро хотелось Среди иных советских тем Взять только мужество и смелость Для героических поэм. Что это, как не зарифмованная наспех проза? Бывает, что стремление к сжатости за ставляет автора сажать на пространстве одной короткой строфы, как на грядке, неимоверное количество существитель ных. И, вот, они стоят, притертые друг ко другу, в разных падежах: ... И дать оценки позолоте, Которой тронуты листы, Заката золоту в пролете Под башней площади Звезды. Речь поэта, как всякая иная членораз дельная речь, дышит в тлаголах, в дей ствии, — а в этой строфе нет воздуха,— поэтому и не хочется следить за мыслью автора. У Никандра Алексеева есть свое мастерство, знание языка, есть — в ка кой-то степени — свой язык; даже в тех случаях, когда он загружен областными речениями, веришь в его поэтическую подлинность. Есть и своя тема, связан ная с сегодняшней, строительной и мо лодой Сибирью. Это поэт-реалист. Он знает жизнь, глубокие недра родной земли, человеческий, завоевательный труд. Поэту хочется пожелать большего раз нообразия и свежести в выборе средств выражения, — особенно, когда речь идет о ритме. Появление его стихов в Моск ве мождо только приветствовать. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО тов. ФАДЕЕВА Товарищи, сейчас перед нами прошел один из сильнейших не столичных отря дов нашей советской литературы. Что прежде всего бросается в глаза? Это то, что на всем творчестве товари щей, при всех больших индивидуальных различиях, начиная от Ошарова и Коп телова, работы которых посвящены, так сказать, специфическим народам, населя ющим этот обширный край, и кончая Елизаветой Стюарт, которая пишет дет ские вещи, лежит отпечаток, колорит то го края, в котором эти товарищи рабо тают. В этом их достоинство, но в этом же кроются их недостатки. В чем заключается достоинство того, что во всех этих произведениях сказы вается очень сильно колорит края? Пре жде (всего з том, что это свидетельству ет о создании у нас в стране новых куль турных центров. Чем дальше мы будем расти, — тем -большую силу, не только в хозяйственном и политическом отно шении, но и в культурном будут приоб ретать эти центры. Центрами литератур ными, музыкальными и прочими в свое время будут крупнейшие, так называе мые, краевые города. Это, несомненно, так.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2