Сибирские огни, 1937, № 3
рации Бурбонов. В подготовке револю ций 1830 и 1848 гг. песни Беранже сыг рали немалую роль. Очень резки его песни против попов, возвратившихся во Францию с реставра цией: «Усердные миссионеры Воздели алчную ладонь, Они идут, от пепла серы, Гнать философии огонь». («Капуцины»). «Есть в капуцинах наших рвенье Париж возьмем ордой своей, И сечь сильней, И бить больней Мы будем ваших малышей!» («Святые отцы»). Разврату, ханжеству и подлости при дворных попов и «благонамеренных» буржуа Беранже противопоставлял неза висимое, хотя и бедное, -но беззаботное существование народного поэта с какой- нибудь веселой и непритязательной Ли- зеттой. И сам жил так, упорно отказы ваясь от всех почестей и пенсий, какими его пыталось подкупить правительство Бурбонов. Жизнерадостный и стойкий поэт имел полное право оказать о себе: «Если погибну певцом Бедствий народных и слез, Гроб мой украсьте венком, Вами сплетенным из роз...» В. БОРИСОВ. 4 ПИСАТЕЛЬ-ДЕКАБРИСТ А. БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИИ И СИБИРЬ (,К столетию со дня смерти писателя) Сто лет назад, 7/20 июня 1837 г., в бою с горцами на мысе Адлер на Кав казе был убит знаменитый в свое время писатель-декабрист Александр Александ. рович Бестужев, известный под именем Марлинского. Имя этого писателя тесно связано с Сибирью. За участие в декабрьском восстании А. Бестужев был приговорен к годич ному заключению в крепости и затем отправлен в ссылку в Якутск. Бестужев прибыл в Я к у т с к в конце 1827 г. и про был здесь до половины 1829 г., когда ему было разрешено вступить рядовым в части действующей на Кавказе армии. Бестужев-Марлинский прибыл в Си бирь уже известным писателем. До вос стания декабристов он вместе с К. Ф. Рылеевым издавал в Петербурге альма,- нах «Полярная звезда», считавшийся луч шим литературным альманахом того вре мени. Марлинский помещал в этом аль манахе и журналах остроумные критиче ские статьи, в которых сокрушил не ■мало обветшалых литературных автори тетов и горячо ратовал за новое направ ление литературы — романтизм. Писал Марлинский и повести, очень нравив, шиеся современному широкому читате лю. В Якутске Марлинский 'был поставлен в условия, мало благоприятствовавшие литературной деятельности. Но его кипу, чая натура не была сломлена тюрьмой и ссылкой. Он горячо принялся изучать незнакомый ему край; письма его из Якутска матери, сестре и братьям (тоже участникам декабрьского восстания, от бывавшим каторгу в Восточной Сибири) наполнены всякого рода краеведчески ми описаниями, справками :и просьбами о присылке книг. Марлинского интересовали и быт яку тов, и история, и география, и геология, и экономика Сибири, его краеведческие интересы 'были очень широки. В Якутске Марлинский написал заме чательное произведение — балладу «Саа» тырь», сюжет которой заимствован из якутского народного предания. Это — первая в русской литературе художест венная обработка сибирского туземного фольклора. Баллада «Саатырь», напи санная прекрасными стихами, ее поте ряла своего художественного значения и в наши дни. «Отрывки из сибирских рассказов» Марлинского (1829 г.) — это первый по времени художественный очерк, яркими красками рисующий своебразную приро ду и быт Якутии. В небольшом очерке «Сибирские нравы, Исых» Марлинский описал якутский народный весенний праздник «начатков кумьгса» (исых). На конец, в открытом письме к известному германскому ученому Адольфу Эрману, который посетил Марлинского в Якут ске во время своего путешествия по Сибири, Марлинский ярко нарисовал чу.- десные картины Лены1. Значение сибирских очерков Бестуже- ЕЭ-Марлинского для своего времени очень велико. «В тридцатых годах, — говорит исследователь творчества Мар- линского Н. А. Котляревокий («Декабри сты кн. А. И. Одоевский и А. А. Бесту- жев-Мярлинский», СПБ, 1907 г., стр. 234—235), — среди массы наших читате. лей было, вероятно, не мало лиц, кото рые впервые получили правильное по нятие о Сибири из сочинений Марлин ского... Марлинский был первый, в слу чайных и беглых заметках которого о 1 Подробнее об отображении Сибири в творчестве Бестужева-Марлинского см. в ютатье о «Сибирской литературной традиции» в «Сибирском литературно - краеведческом сборнике», Иркутск, 1928 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2