Сибирские огни, 1937, № 3
V ПОЭТ ФРАНЦУЗСКОГО НАРОДА (К 80-летию со дня смерти Пьер-Жана Беранже—1857—i 937 гг.) В первый раз его присудили «только» к трем месяцам тюрьмы и 500 франкам штрафа. Такой сравнительно мягкий при говор об’яснялся тем, что имя поэта бы ло необычайно популярно в широчай ших народных массах Франции, и реак ционное правительство Бурбонов не ос меливалось восстанавливать против себя народ, помнивший еще славные дни сво боды. Через семь лет суд приговорил Беран же к девяти месяцам тюрьмы и непо сильному для него штрафу в 10.000 франков. Но народ и здесь встал на за щиту своего поэта. Штрафная сумма бы ла собрана по общественной подписке: французские рабочие, студенты, ремес ленники, крестьяне охотно отдавали по следние гроши, чтобы избавить народно го защитника-певца от тюрьмы. Поэт снова выступает с серией песе нок, направленных против реакции. В од ной из них («Красный человек») он про рочески предсказывал близкую револю цию. Пьер-Жан Беранже был верным сыном своего народа. Современник французской буржуазной революции, он еще ребенком видел свержение королей и прекрасную зарю свободы, запылавшую над Франци ей. Он видел затухание этой зари во время Директории и Консульства. Сын мелкого служащего и портнихи, он с юношеских лет встал грудью на защиту интересов трудового люда. В легкомыс ленных на вид и легких песенках та илось острое жало сатиры, разящей ко ролей, попов и богачей. Беранже смел освистывать «самого» Наполеона (знаменитая песенка «Король Ивето»), Но впоследствии он изменил отношение к этому кумиру французской мелкой буржуазии и всю силу своего ре волюционного негодования и своего не заурядного таланта обрушил «а Бурбо нов и их прихвостней. Во времена Ре- страврации мелкая буржуазия Франции была еще революционным классом, и сатирические песни Беранже находили широчайший отклик в плебейских мас сах, ничего не выигравших от резолюции 1789 .г. и страдавших под гнетом дворян- ско-буржуазной реакции. Беранже, не доживший до Парижской коммуны, не заметил поднимающегося пролетариата. В этом его ошибка. Но его революционные позиции были очень близки к позициям пролетариата. Неда ром современная французская буржуа зия отказывается включить Беранже в Академию своих поэтов, и в то же вре мя его песни продолжают жить в серд цах сторонников народного фронта во Франции. Беранже — подлинный поэт веселого и смелого, открытого и велико душного французского народа. Значение его поэзии не ограничивается одной Францией. Самая форма поэзии Беранже обеспе чивала его песням широкое распростра нение в народных массах. Это — корот кая песня с повторным припевом к каж дому куплету, которая легко запоми нается и которую удобно распевать за дружеской ' пирушкой и даже за рабо той. Она ритмична и изящна, как изя щен сам французский'язык. Этой удачно найденной художественной формой Бе ранже поставил себя в ряд лучших поэ тов Франции всех веков. Он находил /Свою силу поэта в соприкосновении с народной массой и в прямом, и в пере носном смысле слова. Песни Беранже всегда злободневны. Он не замыкался в поэтической академично сти, а живо откликался на события об щественной жизни, какие волновали в данный момент Францию, и создавал бессмертные образы, живущие до наших дней. Таков, например, образ трусливого и глупого, но чванного маркиза Караба, белого эмигранта, возвращающегося в родной замок после реставрации трона Бурбонов: Из чужбины дальней В замок феодальный Едет — трюх-трюх-трюх — На кобылке сивой Наш маркиз спесивый, Наш отец и друг. Машет саблей длинной, Но в крови невинной... Вот какой храбрец! Ох, бедовый, право! Честь тебе и слава, — Ах ты, наш отец!.. («Маркиз де-Караба»). Беранже беспощадно бичевал трусость .и подлость белых «патриотов», готовых продать Францию иностранным держа вам ради возвращенных своих феодаль ных привилегий («Белая кокарда» и др.). Больно попадало от него и самим Бур бонам, и их министрам, и всей той ко- ролевско-буржуазной своре, которая, по добно коршунам, бросилась терзать те ло побежденной Франции после рестав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2