Сибирские огни, 1937, № 3
что Горький ничего подобного не гово рил и не мог говорить. Гениальный ху- дожпик и пролетарский гуманист М. Горький, вспоминая о параде моло дежи и о гнусной подготовке империа листами новой войны, со сдержанным и страстным негодованием говорил, что готов был бы сам расправиться с под жигателями войны, с в о жд я ми фа ши з ма . Нужно ли прибавлять, что порыв Горького возник не из ненави сти, а из беззаветной любви к угнетен ным народам фашистских стран — к нашим «цивилизованным соседям», как выражается т. Коптелов. Притупление большевистской бди тельности не изжито в Союзе писате лей и до сего времени. Общественность края не услышала голоса наших писа телей, в первую очередь критиков, ко торые обязаны были раскритиковать и разоблачить «деятельность» в литера туре троцкистов Вегмана, Панкрушина, извращавших нашу действительность, •фальсифицировавших историю револю ционного движения в Сибири. В Союзе писателей еще не создапо подлинно творческой обстановки. Кри тика и самокритика подменяются вза имным амнистированием, расшаркива нием друг перед другом. Писатели, Haj пример, часто говорили между собой вполголоса, что роман Вяткина «От крытыми глазами» — слабое произве дение, искажающее советскую действи тельность, но ни в печати, ни на со брании писателей и даже на специаль ном вечере, посвященном разбору ро мана, не выступили с критикой этого романа. Вяткин оставался в рядах ССП, пока не написал, тайком от со ветской литературной общественности, антисоветский очерк «Дед Белан», на печатанный, по ротозейству редактора, в локтевской районной газете. Только тогда Западно -сибирское правление исключило Вяткина из ССП. До сих пор среди писателей сохра нились элементы кружковщины, замк нутости. Все это не могло не отразить ся на литературной молодежи. Нередки факты, ярко иллюстрирующие мелко буржуазную распущенность среди от дельных молодых писателей. Не полу чая политического воспитания, которое они вправе требовать от своих стар ших товарищей, часть писательской мо лодежи перестала работать, в ее среде проявляются иждивенческие настрое ния. Особая ответственность ложится на писателей-коммупистов. Притуплением большевистской бдительности, само успокоенностью — только этим мож но объяснить, что коммунисты-писате ли пе сумели своевремепно разоблачить подлую работу врагов народа, но суме ли возглавить большевистскую критику и самокритику в Союзе писателей. Общественность края с любовыо от носится к своим писателям, опа со вниманием следит за их творчеством, ждет произведепий ярких и полноцен ных. Прошедшая год назад краевая литературная конференция, с трибуны которой выступали стахановцы Кузбас са, колхозники, транспортпики, показа ла это с достаточной убедительностью. Пять лет прошло со времени опуб ликования исторического постановле ния ЦК партии о перестройке литера турно-художественных организаций. Писатели края за это время дали не сколько художественных произведений, положительно встреченных читателями. Все это бесспорно. Но главное впере ди. Писатели в долгу перед читателя ми нашего края. До сих пор еще не создано достойных произведепий, отра жающих успехи социалистического строительства. Писатели Западной Си бири, например, не дали пи одного вы сокохудожественного произведения о Кузбассе. Открывая первый всесоюзный с’езд советских писателей, секретарь ЦК ВКП(б) тов. Жданов говорил: «Товарищ Сталин назвал наших пи сателей инженерами человеческих душ. Что это значит? Какие обязанности на кладывает на вас это звание? Это значит, во-первых, знать жизнь, чтобы уметь ее правдиво изобразить в художественных произведениях, изо бразить не схоластически, не мертво, не просто, как «об’ективную реаль ность», а изобразить действительность в ее революционном развитии... ...Быть инженером человеческих душ — это значит обеими ногами стоять на почве реальной жизни...» Отдельные писатели нашего края су мели неплохо овладеть техникой писа тельского мастерства. Об этом говорят
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2