Сибирские огни, 1937, № 3

в. итин Постановление ЦК ВКП(б) о пере­ стройке литературно-художественных организаций от 23 апреля 1932 года стало важнейшим этапом в развитии советского искусства. В литературном движении социали­ стической Сибири постановление ЦК сыграло исключительную роль. Оно от­ крыло широкий доступ в искусство но­ вым кадрам советской художественной интеллигенции, выросшим в результа­ те блестящих побед первой пятилетки. Успехи социалистического строитель­ ства способствовали резкому изменению политических настроений среди беспар­ тийных писателей, повернувшихся ли­ цом к социалистическому строитель­ ству. Не лишне вспомнить, какой была ли­ тературная обстановка в Сибири пять лет тому назад. Ведущей организацией была тогда СибАПП («Сибирская ассо­ циация пролетарских писателей»). Эта организация в свою очередь долгое вре­ мя находилась на поводу «литератур­ ной» группы «Настоящее», в рядах ко­ торой было немало врагов народа. Группа и журнал «Настоящее» (ко­ торыми руководили А. Курс, I . Шац­ кий, Б. Резников, А. Панкрушин) — продукт двурушнического право-троц- кистского блока, возглавлявшегося в Сибири Сырцовым. Сырцов, пытавшийся проводить ку­ лацкую политику в Сибири, автор ло­ зунга «накопляйте в добрый час», под­ держивал вражеские влияния в литера­ туре, используя ее в своих контррево­ люционных целях. В самом конце 1923 года редакцион­ ная коллегия «Сибирских огней» (Чу­ динов, Тумаркин, Правдухин, Вегман, Басов) опубликовала письмо, заканчи­ вающееся декларативным заявлением о полном согласии редакции с литератур­ ными \взглядами иудушки Троцкого. «Мы рады заявить, — писала редак­ ция, — что точка зрения на искусство, в основном близкая взглядам JI. Троц­ кого, нами проводилась отчетливо и неуклонно проводится». В «Сибирских огнях» в течение пяти лет (23 г. — начало 28 г.) печатаются контрреволюционные повести и расска­ зы, отражающие троцкистские теории о крестьянстве, как дикой стихии, не поддающейся влиянию рабочего класса. Сибирская деревня изображается, как сплошной мрак и одичание. В троцки­ стской повести некоего Каргополова «Под голубым потолком» эта клевета распространяется и на советский город, на партийное руководство. Сырцов не только знал, что редактор «Сибирских огней», ныне разоблачен­ ный враг народа М. Басов, и особенно секретарь журнала В. Зазубрин собира­ ют из всех углов страны контрреволю­ ционные статьи, троцкистскую, кулац­ кую и порнографическую литературу, но и активно участвовал в этой вра­ жеской работе. Наиболее махровые троцкистские произведения печатались при его прямом одобрении. Верные со­ ратники Сырцова, будущие «настоя- щенцы», занимавшие при Сырцове командные должности в крае, долгое время' молчали. Но вот десять лет на­ зад в Новосибирске произошло следую­ щее событие. Литературная общественность Ново­ сибирска резко выступила против по­ пытки В. Зазубрина напечатать очеред­ ную троцкистскую стряпню Каргополо­ ва. Сырцов поставил вопрос на открыв­ шемся тогда пленуме Крайкома ВКП(б). Внешне это делалось под флагом исключительного внимания к художе­ ственной литературе. На самом деле это был вражеский маневр, с целью прощупывания настроений внутри пар­ тии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2