Сибирские огни, 1937, № 3
132 (* 1 ЛЛЛЛЛЛЛ/\ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/ЧЛЛЛЛЛЛЛ(< не так уж был склонен Пушкин к ком промиссам, как получается у Кирпоти- на. Недостаточно четко построена очень важная и принципиальная глава «Ис кусство и общество». В начале главы утверждается, что «Пушкин пришел к точке зрения чистого искусства, к со знанию, что писать надо не для других, а для себя», в конце — что «поэзия Пушкина не стала чистым, то-есть бес содержательным и безыдейным искус ством», а дальше, в гл. IX, еще яснее: «Пушкин никогда не был сторонником чистой формы, сторонником искусства для искусства». При сопоставлении этих цитат бро сается в глаза, что понятие «чистое искусство» не было достаточно уясне но. «Писать для себя» не значит не пременно быть сторонником чистого, т. е. безыдейного искусства. Пушкин, заявляя, что поэт должен считаться лишь с самим собой, как-раз хотел от стоять свою независимость и вместе с ней глубокую содержательность своего творчества. Даже в стихотворении «По эт и толпа», явно полемически заост ренном, он отказывается поставить свою .мру на службу совершенствованию «толпы» прежде всего потому, что не считает ее способной к восприятию благородных мыслей и чувств: «Не оживит вас лиры глас». В «Памятнике» Пушкин имел перед собой другого ад ресата: не тот народ, который «бес смысленно внимал» поэту, а тот, в ко тором его лира пробуждала «чувства добрые», перед ним не «рабы безум ные», мирящиеся с бичами, темницами и топорами, а те, кто ценит его за то, что он восславил свободу. И даже знаменитое четверостишие: Не для житейского волнения, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв, — звучит совсем не так уж реакционно, если не вырывать его из контекста. Вообще говоря, странно было бы ут верждать противоположное, т. е. что мы рождены для корысти и житейского вол нения и для того, чтобы уничтожать друг друга, а слову «молитв» не надо при давать религиозного толкования. Пуш кин не виноват, что реакционные лите раторы сделали из этого четверостишия знамя чистого искусства и об’явили по эта, вопреки его прямо противополож ным высказываниям, сторонником этой гнилой теории. Кирпотин в основном правильно по дошел к вопросу. В целом из главы «Искусство и общество» явствует, что Пушкин не был сторонником чистого искусства. Но в то же время Кирпо тин допускает ряд формулировок, кото рые можно цитировать в доказательст во прямо противоположного тезиса. Его выводам относительно взглядов Пушки на на искусство нехватает необходимой четкости и решительности. Можно было бы указать еще некото рые спорные места и недоделки, но они касаются моментов второстепенных и несущественных. Хочется подчеркнуть другое, — это то, что в книге много мьщлей, высказанных попутно, мимо ходом, и в то же время чрезвычайно интересных и плодотворных. Напри мер, оценка наследия Некрасова. Не красов выразил в своей поэзии чувства и мысли угнетенных и эксплоатируе- мых, он «сочувствовал страданиям бед ноты... пел ее песни, рыдал ее слеза ми». Мы всегда с огромным уважением и любовью будем произносить его имя. «Но мы не собираемся культивировать мысли, чувства, настроения обездолен ных и обделенных на жизненном пи ру». Да они и не типичны, не харак терны для нашей эпохи, для нашего читателя. Вот почему для воспитания чувств свободного социалистического человека поэзия Пушкина дает гораздо больше материала, чем поэзия Некрасо ва. И чем радостнее и счастливее будет становиться жизнь, тем меньше будет для нас непосредственно воспитатель ное значение поэзии Некрасова, кото рое она сохранит лишь постольку, по скольку способствует познанию прошло го нашего народа. Ясно, как важен этот вывод при оценке классического наследия литературы с точки зрения его воспитательного воздействия. Книга Кирпотина — хорошая кни га, читая которую все время ощуща ешь, что она написана нашим совре менником. Это можно сказать далеко не о всех наших литературных исследо ваниях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2