Сибирские огни, 1937, № 3
кина как «обуржуазивающегося дворя нина» давно пора сдать в архив, — антибуржуазные тенденции в творчест ве поэта достаточно ясны; вполне по нятно и то, что Кирпотин отвергает попытки изобразить Пушкина как дво рянина «омещанивающегося»; нельзя возразить и против положительного утверждения, что Пушкин переживал эволюцию от дворянства к крестьянст ву, если говорить не о переходе на крестьянские позиции, а о направлении движения. Но сближение со Львом Тол стым совершенно неубедительно. Труд но найти две более различные фигуры, чем Пушкин и Лев Толстой. В самом деле, Толстой начал с деления людзй на «комильфо» и «некомильфо», при чем, по его собственным словам, в то время для него только первые предста влялись заслуживающими внимания, а жизнь и психология последних совер шенно его не интересовали. После пе релома в его мировоззрении Толстой приходит к идеализации «мужика», к идеализации патриархального кресть янства. Пушкин не знал ни того, ни другого, — ни высокомерного равноду шия к народу, ни его идеализации. Толстой всегда относился отрицательно к революционному движению; Пушкин был певцом декабризма и до последних дней сохранил к нему сочувственное отношение. Совсем странно звучит утверждение, что Толстой, удалившись от «света» в «одиночество деревенского уединения», «осуществлял идеал Пушкина» (!). Ведь у Пушкина стремление удалиться в «обитель дальнюю трудов и чистых нег» имело причиной лишь желание изба виться от опеки царя и жандармов и от травли, которую вела против него великосветская чернь. Стремление это никогда не было связано, как у Льва Толстого, с отказом от цивилизации, с отрицанием наук и искусств, с пропо ведью опрощения. Возможен ли Пуш кин, отрицающий просвещение, отвер нувшийся от искусства? Возможен ли Пушкин — мистик, религиозный аскет? Самая такая мысль кажется чудовищ ной. Аналогия Пушкин — Толстой должна быть, конечно, решительно отброшена. Ошибка Кирпотина в том, что правиль ную мысль об эволюции Пушкина от дворянства к крестьянству он крайне неудачно конкретизировал. Ведь эта эволюция могла итти различными пу тями, совсем не обязательно «по типу эволюции Льва Толстого». Крестьянство не есть нечто единое. По Ленину, «толстовские идеи, это — зер кало слабости, недостатков нашего крестьянского восстания, отражение мягкотелости патриархальной деревни и заскорузлой трусливости «хозяйст венного мужичка» (В. Ленин, т. XII, стр: 334). Но ведь было и др у г о е крестьян ство, были в крестьянском движении к с и л ь н ы е стороны. Еще Белинский, тоже по словам Ленина, в «Письме к Гоголю» отразил «настроение крепост ных крестьян против крепостного пра ва» (В. Ленин, т. XIV, стр. 219). А вскоре поднимает голову целая плеяда русских революционных крестьянских демократов с Чернышевским и Добро любовым во главе. Путь к Чернышев скому и Добролюбову — это тоже путь к крестьянству, и именно сюда, а пе к толстовщине лежал, всего вероятнее, путь Пушкина. Тот факт, что Пушкин видел и отразил в своем творчестве отрицательные стороны крестьянских восстаний, не может служить опровер жением этой мысли: ведь Чернышев ский, например, тоже ясно видел от рицательные стороны крестьянского восстания. Он, например, писал в своем дневнике, говоря о своей готовности примкнуть к восстанию: «Меня не ис пугает ни грязь, ни пьяные мужики с дубьем, ни резня». Черпышевский не боялся крестьян ского восстания потому, что видел в крестьянстве единственную в то время реальную силу, способную выступить против существующего порядка. Пуш кин смутно чувствовал это, отсюда и его пристальный интерес к крестьян ским восстаниям. Но до понимания ро ли масс в освободительной борьбе Пуш кин не сумел — а вернее просто не успел — подняться. Кирпотин не обратил внимания на ближайших к Пушкину по времени идеологов революционного крестьянст ва. С этим связано и то обстоятельст во, что Кирпотин в своей книге явно преувеличивает стремление Пушкина к гармонии, его «уживчивость». Далеко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2