Сибирские огни, 1937, № 3
па на людские взаимоотношения», по тому что в творчестве этом есть такие черты, которые «могут быть восприня ты в нестесненном виде, могут быть до конца об’яснены только свободным че ловеком, очистившимся от собственни ческого свинства». Какие эго черты? Прежде всего лю бовь к свободе и независимости, нена висть к деспотизму, ко всему, что по рабощает человеческую личность и мешает ей жить свободной, счастливой и радостной жизнью. «Идеал счастья Пушкина отличался от нашего идеала счастья, — пишет Кирпотин, — но это был идеал полного и всестороннего счастья материалисти чески настроенного человека, понимав шего цену многовековых завоеваний культуры». Стремление к гармонии, оптимизм, огромная жажда счастья зву чат в творчестве Пушкина, и в то же время полное отсутствие эгоизма, ко рысти, исключительно дружелюбное, благожелательное отношение к людям. Он понимал, что до конца счастливым можно быть лишь вместе со всеми, лишь тогда, когда твое' счастье не ci роится на несчастьи других. Самый земной из поэтов в лучшем смысле это го слова, он был чужд всякой мистики, всякого ханжества, он хотел счастья здесь, на земле, и глубоко страдал, ви дя, насколько были неосуществимы его идеалы в современной ему русской действительности. Пробуждавшаяся че ловеческая личность чувствовала себя в этой действительности стесненной, подавленной. «Деятельная, доброжела тельная, общительная и оптимистиче ская натура поэта толкала его во все сферы жизни... Пушкин протягивал ру ку за встречным рукопожатием, — ему в открытую руку клали камень... Куда бы ни толкнулся поэт, везде жизнь встречала его недружелюбно и враждеб но». Кирпотин не только вскрывает в творчестве Пушкина те черты, бла годаря которым поэт и сегодня жив для нас «как учитель гуманизма, как тво рец, принимающий участие в формиро вании человеческих душ в том направ лении, в каком это нужно социализму», но и выясняет исторические причины их появления. Мировоззрение Пушкина, по Кирпо- тину, складывалось под влиянием евро пейского (главным образом, француз ского) буржуазного просвещения ХТШ века, которое, «несмотря на свой бур жуазный характер, свободно еще от корыстного испуга перед классовым движением пролетариата и от цинизма И Х века, когда все идеалы были све дены к одному слову («обогащайтесь», и потому могло стать источником гу манности и человеколюбия, т. е. отно шения ко всем людям, как равноправ ным претендентам на счастье». Здесь — источники пушкинского гу манизма, рационализма и материализма. Понятно, что эти черты мировоззрения поэта не могли не привести к конфликту с крепостнической действительностью. Дело не только в близости Пушкина к декабризму, в его вольнолюбивых сти хах. Чрезвычайно важно, что и тогда, когда Пушкин заявлял о своей лойяль- ности по! отношению к Николаю и дей ствительно искренне стремился заста вить себя примириться с самодержави ем, как исторической необходимостью, — даже и тогда весь характер его по ведения, весь дух его творчества оста вались неприемлемыми для самодержа вия. Враждебным самодержавию делало его уже то, что он «интересовался явле ниями жизни не в их обязательно-казен ном выражении, а в их нестесненном, бытовом, домашнем течении... Виденное и наблюденное Пушкин об’яснял не на основе правил казенного правоверия,а на основе своего самостоятельного ра зумения. Независимость позиции Пуш кина, как писателя и человека, влекла за собой умение видеть правду жизни и правдиво рассказывать о ней». А са модержавие не могло потерпеть ни ма лейшего проявления свободы и само стоятельности. Мы уже говорили, что в книге Кир потина есть некоторые спорные и даже прямо неверные места. Наибольшее возражение вызывает аналогия, прово димая между Пушкиным и Львом Тол стым. «Классовый смысл эволюции творчества Пушкина, — пишет Кирпо тин, — надо искать не по линиии от дворянства к буржуазии или от дворян ства к мещанству, а по линий от дво рянства к крестьянству, по типу эво люции Льва Толстого». Несомненно, что истолкование Пуш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2