Сибирские огни, 1937, № 3
теля чтение некоторых литературных исследований. Есть исследователи, ко торые полагают, что чем дальше будет их работа, от всего «житейского», от всего, что волнует обыкновенного «среднего» человека, тем будет сна «научнее» и «солиднее». Эти исследова тели боятся, как чумы, таких «ненауч ных» понятий, как радость, печаль, счастье. Для них вся задача заключает ся в том, чтобы наклеить на творчест во великого писателя какой-нибудь со циологический ярлычок, они стремятся во что бы то ни стало «вычитать» из произведений классика какую-нибудь стройную политическую программу, чтобы представить его как идеолога оп ределенной социальной «прослойки». Вся сложность и противоречивость твор чества обычно при этом игнорируется, исследование сознательно засушивается, -схематизируется. Кирпотин идет совершенно иными путями. При чтении его книги — в особенности ее первых глав — все вре мя ощущаешь, что находишься не в области отвлеченных социологических или историко-литературных построений, нарочито абстрагированных от живой действительности, а в области подлин ных человеческих чувств и пережива ний. Перед глазами встает ясный и обаятельный облик поэта. Кирпотин правильно подчеркивает, что Пушкин был не политиком, не философом, а прежде всего поэтом, художником, и потому «личная боль, испытываемая от несовершенства деспотического и крепо стнического общества для поэтического творчества значила неизмеримо больше, чем многие отвлеченные рассуждения, — она становилась источником песен, она лирически окрашивала эпические образы поэта». Именно такой подход, когда за теоретическими построениями не забывается живая личность поэта, действующая в конкретной историчес кой обстановке, помог Кирпотину пра вильно осветить многие существенные вопросы, связанные с анализом миро воззрения Пушкина. Известно, например, что Пушкин критиковал не только самодержавие, но и якобинскую диктатуру во Франции. Однако, «критика якобинской диктату ры носила у Пушкина отвлеченный ха рактер», тогда как «его отношение к режиму Николая I представляло для него острейшую практическую пробле му». И не только для него, но и для всех его читателей и почитателей! Яс но поэтому, что критика самодержавия была гораздо конкретнее, эмоциональнее, была гораздо более, так сказать, худо жественно аргументирована и, главное, имела гораздо больший общественный резонанс, чем критика якобинской дик татуры. То же можно сказать и о выска зываниях Пушкина в защиту самодер жавия в последние годы его жизни. Они также носят отвлеченный, теоретичес кий характер, а вся конкретная на правленность творчества, вся его эмо циональная окраска таковы, что не оставляют никакого сомнения в глубо кой, ничуть не ослабевшей с годами ненависти к деспотическому строю, са мые основы которого были абсолютно несовместимы с ясным и светлым миро ощущением поэта. Еще пример. Сопоставляя отдельные строки Пушкина в таких стихотворе ниях, как «Поэт и толпа» и '«Поэту», с теорией «чистого искусства», буржуаз но-дворянские критики приходили к заключению, что Пушкин является пос ледователем этой теории. Однако, если в нашем анализе спуститься от «чистой теории» в область «практики», если рассмотреть конкретные обстоятельст ва, в которых были написаны назван ные стихотворения, если учесть, к тому же, их полемическую заостренность, то не трудно увидеть, что подобные выска зывания Пушкина (не говоря уже о на личии у него противоположных выска зываний) имеют, если можно так выра зиться, весьма ограничительное приме нение, т. е. они обращены к опреде ленному адресату и отнюдь не выража ют взглядов поэта на искусство вооб ще. В противовес создателям различных «социологических» схем, якобы об’яс- няющих социальную сущность пушкин ского творчества, а на деле кастрирую щих его, — Кирпотин не замалчивает противоречий, имеющихся в творчестве Пушкина, не стремится уклониться от их анализа. Наоборот, именно эти про тиворечия и привлекают в первую оче редь его внимание. \ Целое столетие отделяет нас от Пушкина. И все же, иесмотря на то, что наша действительность неизмеримо богаче действительности пушкинской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2