Сибирские огни, 1937, № 3
В. ВИ Х Л Я Н Ц ЕВ КНИГА О МИРОВОЗЗРЕНИИ ПУШКИНА Советским пушкиноведением проде лана большая работа по изучению на следия величайшего русского поэта. Разоблачены концепции буржуазных литературоведов, искажавших творчес кий облик Пушкина. Многие частные проблемы пушкиноведения впервые по лучили освещение с марксистско-ленин ской точки зрения. Однако, до сих пор нельзя было наз вать ни одного вполне удовлетвори тельного исследования, дающего полное, обобщающее предствление о творче стве Пушкина. Появлявшиеся в свое время работы такого рода страдали серьезными ошибками. Одни из иссле дователей не смогли достаточно реши тельно порвать с традициями буржу азного пушкиноведения, другие, не бу дучи в состоянии удовлетворительно об’яснить противоречия, имеющиеся в творчестве поэта, попросту замалчивали их, изображая Пушкина как последова тельного и непримиримого революцио нера или, наоборот, консерватора. За нимались построением «социологичес ких» схем, сухих и надуманных, кото рые, к тому же, нередко противоречили одна другой, давая прямо противопо ложное социологическое истолкование творчества поэта. Для характеристики положения, существовавшего еще со всем недавно на «фронте пушкиноведе ния», показательна статья И. Сергиев ского «0-.некоторых вопросах изучения Пушкина», опубликованная в пушкин ском номере «Литературного наслед ства» (1934 г., № 16-18). Автор же стоко — и правильно — критикует прежние работы пушкиноведов (в том числе и свои собственные), показывая наглядно, как не надо подходить к на следию Пушкина. Но в тот момент, когда читатель ждет, что автор перей дет к положительным примерам и по кажет, как же надо это делать, И. Сер гиевский попросту разводит руками. Оказывается, говорить о положитель ных результатах работ наших пушки нистов «в плане демонстрации наших научных достижений в даннол области было бы по меньшей мере легкомыс ленно». Утверждение это звучит не сколько паникерски, но — во всяком случае для того времени — оно не да леко от истины. Однако, в борьбе как с вульгарным социологизмом, так и с попытками воз рождения методов буржуазного литера туроведения особенно важно имепно создание полноценных исследователь ских работ, исходящих из правильных принципиальных установок. Вот почему особое значение приобре тает появление книги В. Кирпотина «Наследие Пушкина и коммунизм»1. Об- этой работе уже не только можно гово рить «в плане демонстрации наших на учных достижений» в области пушки новедения: она — что особенно следу ет подчеркнуть — имеет большое мето дологическое значение. Кпига не являет ся по сути своей историко-литера- турным исследованием, автор не ставит своей задачей выяснить связь творчест ва Пушкина с предшествующим и пос ледующим литературным развитием, установить его место среди современ ных ему явлений литературы и т. п., — тема работы определяется ее загла вием: «Наследие Пушкина и комму низм». Тем не менее, она намечает пути и для историка литературы, так как дает довольно стройный и исторически- конкретный анализ эволюции мировоз зрения Пушкина. В книге есть спорные места, есть страницы эскизного характера, где мысль только намечена, но не развер нута, не аргументирована, не доведена до необходимой четкости и убедитель ности. Но общее направление взято верное и в целом работа Кирпотина несомненно нужная, полезная, правиль ная. Большое ее достоинство, с первых же страниц бросающееся в глаза, — это отсутствие той «наукообразности», ко торая делает утомительным, а порою даже невозможным для рядового чита 1 В. Кирпотин—«Наследие Пушкина и коммунизм», 309 стр., Госиздат, 1936 г. Тираж 25000.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2