Сибирские огни, 1937, № 3

ются довольно часто. Лицейский друг Пушкина, его «старинный собутыль­ ник», «ветренный мудрец» Иван Пу­ щин писал из Сибири директору лицея Энгельгардту: «Я не иначе смотрю на Сибирь, как на Американские Штаты. Она могла бы даже отделиться от мет­ рополии и на в чем бы не нуждалась»... А. Бестужев в письме к родным из Петровского завода от 26 января 1837 го­ да, также сравнивая Сибирь с Амери­ кой, пришел к такому выводу: «Все, что в старипу читывали Вы в романах об Америке, куда отпра­ вились люди для поправления сво­ его состояния, откуда приезжали бо­ гатые дяди к водевильным племянни­ кам, чтобы оставить им наследство, на­ житое в Америке; куда еще и теперь переселяются тысячи из Европы, для того, чтобы найти клок земли, чтобы участвовать в деятельной промышлен­ ности и тем доставить себе какой-ни­ будь хлеб, в полном смысле можно при­ ложить к Сибири, с тою разностью, что в Америку едут все, а в Сибирь боятся ехать, представляя ее себе жестоким местом ссылки, царством мороза, обита­ лищем одних медведей и разбойников». Бестужев ратовал за то, чтобы пред- лочесть Сибирь Америке. У нас имеется показание очень авто­ ритетного свидетеля, именно — Петра Алексеевича Кропоткина, о том, что мысль о Соединенных Штатах вместе с ссыльными декабристами проникла в талоны иркутского генерал-губернатора Муравьева-Амурского. Там «молодые люди вместе с сосланным Бакуниным (он бежал из Восточной Сибири в Аме­ рику, спустившись в устье Амура в 1861 г-) обсуждали возможность созда­ ния Сибирских соединенных штатов, вступающих в федеративный союз с Се- веро-Американскими соединенными шта­ тами». («Записки революционера», стр. 111, изд. 1933 г.). Не эти ли мечтания послужили причиной опалы Муравьева, упрочили за ним славу «красного»? Разговоры иркутских «молодых лю­ дей» под председательством Бакунина вызывают в памяти еще один любо­ пытный факт. Фаддей Булгарин, накануне 14 декаб­ ря принимавший участие в банке­ тах у директора Российско-Американ­ ской компании Прокофьева, где произ­ носились крамольные речи и тосты, — этот Булгарин подал Николаю в июне 1826 года донос, озаглавленный так: «Нечто о царско-сельском лицее и о духе оного». В разделе «откуда и как произошел» лицейский душок, Булга­ рин в качестве первоисточника идей­ ной заразы называет новиковский кружок мартинистов; он пишет: «Должно заметить, что план Нови- ковского общества был почти тот же, как Союза благоденствия, с тою разни­ цей, что Новиковцы думали основать малую республику в Сибири, на грани­ це Китая и по ней преобразовать всю Россию». О непосредственном интересе Пушки­ на к Америке говорит статья Петра Поле- тики — «Состояние общества в Соеди­ ненных Штатах Америки», которая, по настоянию Пушкина, была напечатана в «Литературной ^газете» в 1830 году. В~1836 году Пушкин делает по по­ воду американофильской концепции своих друзей короткое, но веское воз­ ражение. В очерке «Джон Теннер» он пишет: «С некоторого времени Северо-Аме- риканские штаты обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мы­ слящих. Не политические происшествия тому виною: Америка спокойно совер­ шает свое поприще, доныне безопаспая и цветущая, сильная миром, упрочен­ ным ей географическим ее положени­ ем, гордая своими учреждениями. Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали давпо уже решенны­ ми. Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего про­ свещения, сильно поколебалось. С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жесто­ ких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыст­ ное, все возвышающее душу человечес­ кую — подавленное неумолимым эгоиз­ мом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее об­ щество; рабство негров посреди образо­ ванности и свободы; родословные гоне­ ния в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и за­ висть, со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принужденный к добро­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2