Сибирские огни, 1937, № 3
о пешем путешествии через Россию и •Сибирскую Татарию от границ Китая до Полярного моря и Камчатки» (Лон дон, 1824 г.). Книга разрезана, хотя и без пометок. Наконец, к началу 1830 года относится сохранившийся отрывок из статьи Пушкина о книге француз- -ского астронома аббата Шаппа «Путе шествие... в Россию и в Тобольск в Си бири для наблюдения прохождения Во- норы перед диском солнца в 1765 г.». Это сочинение, «смелостью и легко мыслием замечаний» когда-то оскорбив шее Екатерину, привлекло внимание Пушкина, несомненно, также и в свя зи с предстоящим путешествием в Си бирь. Таким образом, у нас есть все осно вания утверждать, что намерение Пуш кина уехать в Китай не было случай ным капризом, что поэт серьезно гото вился к путешествию, а в лице Иакин- фа имел первостепенный, лучший для того времени, источник сведений о Ки тае. Любопытно, что в 1830 году в сво ей журнальной полемике Пушкин не сколько раз прибегает к пародийному приему использования эпизодов из жиз ни китайских литераторов для осмеяния нравов, царящих в литературной среде Москвы и Петербурга (см., например, «Китайский анекдот» о забавном про исшествии в Пекине; Пушкин, изобра жая воровские махинации Булгарина, с большим знанием дела говорит о «по рядочных Пекинских обществах», о «классах Грамматеев», о мандаринах и т. д.). Во главе миссии, с которой намере вался отправиться в Китай Пушкин, -стоял граф Головкин; целью ряда на ших миссий, отправлявшихся тогда в Пекин, было установить дипломатиче ские связи с Китаем и поднять вопрос о возвращении России Амура. Пушкин не мог, конечно, не зпать о целях мис сии. Возвращение Амурского края было постоянной заботой руководителей Рос сийско-Американской компании. Н. П. Резанов (1764-1807), мечтавший о воз вращении Амура, во время путешест вия, о котором у нас уже была речь, успел оставить на Сахалине 5 человек матросов. Они жили там до 1847 года. Резанов намеревался'устроить на остро ве базу для торговли со странами Дальнего Востока. Декабристы давно интересовались Амуром. Штейнгель но сился с планом обследования его устья. О том, что интерес Пушкина к во стоку, — к Китаю, Сибири Камчатке, к американским нашим владениям, — не ослабевал до последних дней жизни, говорят факты его биографии и твор чества в годы, следовавшие за неудач ной попыткой уехать в Китай. Но во взглядах на задачи колониальной поли тики России произошли важные изме нения. И Мы видели, что уже на Кавказе Пуш кин начал понимать, ’ что «восточная политика» царизма сопровождается усилением гнета покоренных народов. Это не значит, что Пушкин в своей критике колониальных захватов России был до конца последовательным. Он пе ресмотрел взгляды декабристов на «во сточную политику», но признание за по коренными народами права на культур ное развитие, уважение к их националь ной культуре, — все это уживалось у Пушкина с великодержавными высказы ваниями, с воинственными стихами в честь русской государственности, свер кающей стальной щетиной штыков «от Перми до Тавриды, от финских хладных скал до пламенной Колхиды», от «Крем ля до стен недвижного Китая». Выше, по поводу стихов Мордвино ву, мы высказали предположение, что Пушкин разделял умеренную програм му группы Батенкова-Штейнгеля, ви девших в освоении азиатских рынков и в колониальной эксплоатации Сибири путь прогресса. Но Пушкин, несомнен но, осведомлен был также и относи тельно того, что часть декабристов, в том числе и его корреспондент Рылеев, в случае удачного исхода восстания на меревались ввести в России образ прав- лепия по образцу Северо-Американских Соединенных Штатов, так как, по мне нию Рылеева, «образ правления сей республики есть самый удобный для России по обширности ее и по разно племенности населяющих ее народов». Приехаз в Сибирь, сосланные декаб ристы, прежде всего, обратили внима ние на то, что, — как писал, напри мер, декабрист Басаргин, — «сибиряки имеют много сходства с американцами в своих нравах, привычках и даже об разе жизни». Подобного рода высказы вания в письмах дакабристов встреча
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2