Сибирские огни, 1937, № 3

М. ГОРЬКИЙ О ЯЗЫКЕ ^ у у у у у ^ у у у у у у у ^ ^ ^ ^ ^ ^ / ^ ^ ^ Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л / У Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л » 109 вами. Хаджи Мурат со своими нукера- ми-адъютантами едет по ущелью. Над ущельем — небо, как река. В небе — звезды. Звезды перемещаются в голу­ бой реке по отношению к изгибу ущелья. И этим самым он передал, что люди действительно едут». («Две беседы», с. 19). У Чехова М. Горький сове­ тует учиться искусству пейзажа. В этом отношении, как известно, он в особенности ценил чеховскую повесть «Степь», которая, по его выражению (в очерке о М. Пришвине), «точно цвет­ ным бисером вышита». В статье «О прозе» он приводит описание грозы в степи из этой чеховской повести, как образец художественного описания, ког­ да «все ясно, все слова—просты, каж­ дое на своем месте» (с. 127). В «Бе­ седе с молодыми ударниками» ML Горький еще раз упоминает о Чехове, о языке этого писателя. « М я г к о с т и языка, «го точности можно поучиться у Чехова: короткая фраза, совершенно отсутству­ ют вводные предложения. Этого он всегда избегал с огромным умением» (с. 20). Иногда он Чехова в этом отно­ шении сопоставляет с Буниным (пери­ од 1911—13 годов). Так, например, в 1913 г. он рекомендует этих писателей Н. Н. Сурожскому: «Говорите кратко, просто, как Чехов или Бунин в его последних вещах» (М. Горький. «Матери­ алы и исследования», т. I, изд. Акад. наук СССР, Л. 1934, с. 318). Бунина он я впоследствии ставил всегда высоко, как мастера слова. В «Беседе с моло­ дыми ударниками» он называет Бунина «очень хорошим стилистом», у которо­ го «все рассказы написаны так, как будто он делает рисунки пером», кото: рый «очень удобен для очерка с у х о й точностью своего языка». («Две бесе­ ды, с. 20). М. Горький очень ценил еще Лескова. «Лесков, — говорит он, — не­ сомненно влиял на меня поразительным з н а н и е м и б о г а т с т в о м языка» («О тем, как я учился писать», с. 186). Вопреки уничижительному отзыву Л. Н. Толстого, который считал Лескова «вы­ чурным и вздорным» писателем, М. Горь­ кий усиленно советует начинающим пи­ сателям учиться русскому языку у Лес­ кова, *например, в письме Ф. Сотникову («Письма к рабкорам и писателям». Би­ блиотека «Огонек», 1936, с. 7). * Кроме проблемы литературного на­ следства весьма существенным момен­ том в высказываниях М. Горького является вопрос об учебе у народа, об отношении литературного языка к на­ родной речи, о н а р о д н о с т и литера­ турного языка. Подлинно народный писатель М. Горь­ кий в статье «О том, как я учил­ ся писать» дает удивительно простое и четкое решение вопроса об отношении литературного языка к народной речи. Прежде всего, он подчеркивает положе­ ние, совершенно бесспорное по сущест­ ву, но пе всеми достаточно осознанное, что («язык создается народом», народ­ ными массами. «Деление языка на ли­ тературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, сырой язык и обработанный мастерами. Пер­ вым, кто прекрасно понял это, был Пушкин» (с. 189)- Несколько более подробно эту мысль М. Горький из­ лагает в другой, более поздней статье «Беседа с молодыми» («Литературная газета», за 1934 г., № 50), снова под­ черкивая значение и роль наших луч­ ших классических писателей: «От худо­ жественного произведения, которое ста­ вит своей целью изобразить скрытые г. фактах смыслы социальной жизни во всей их значительности, полноте и яс­ ности, требуется четкий, точный язык, тщательно отобранные слова. Именно таким языком писали классики, выра­ батывая его постепенно, в течение столетий. Это подлинно литературный язык, и хотя его черпали из речевого языка трудовых масс, он резко отли- чется от своего первоисточника, пото­ му что, изображая описательно, он от­ кидывает из речевой стихии все слу­ чайное, временное и непрочное, каприз­ ное, фонетически искаженное, не сов­ падающее по различным причинам с основным «духом», т. е. строем обще­ племенного языка». И дальше: «Напом­ ню для ясности, что Пушкин высоко ценил язык «московских просвирен», учился у своей няни Арины Родионов­ ны. Замечательнейший знаток речевого языка Лесков тоже учился у няньки, солдатки. И вообще сдромные няньки, кучера, рыбаки, деревенские охотники и прочие люди тяжелой жизни опреде­ ленно влияли на развитие литератур-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2