Сибирские огни, 1937, № 3
«посредством многословия, пустословия и набора уродливых слов из мещанского лексикона провинции», тогда как «вре мя повелительно требует строжайшей точности формулировок, и у нас есть где, есть у кого учиться искусству этой точности» (0 бойкости», «Лит. газета», за 1934 г., от 28 февраля), что «пос редством идиотического языка... нельзя изобразить героику и романтизм дей ствительности, творимой в Союзе Со циалистических Советов» («Открытое письмо А. С. Серафимовичу»), Оп напо минает о Ленине, о ленинском лозунге: «Не пора ли об’явить войну коверканью русского языка». «Нам, — говорит М. Горький, — нужно вспомнить, как от носился к языку Владимир Ильич» {«Открытое письмо А. С. Серафимови чу»), В последующих статьях М. Горь кого использовано также не мало но вого, конкретного материала по языку •советских писателей. Особенное внима ние Алексея Максимовича в дальней шем привлекает творчество Панферо ва, — писателя, по многократному при знанию М. Горького, бесспорно талантли вого, но не наладившего еще хороших отношений с русским языком. Почему именно Панферов в данном случае ока зался в центре внимания? Меньше всего — по причинам какого-либо лич ного характера, как пытался предста вить это дело сам Ф. Панферов, напри мер, в своем «Открытом письме Горь кому» в «Правде» от 28 января 1935 г. Панферов был выдвинут М. Горьким в качестве центральной фигуры дискуссия потому, что, во-первых, Панферов, не задолго перед тем приступивший к пе чатанью романа («Бруски», к 1934 г. сделался у нас, так сказать, «модным» писателем, благодаря стараниям не в ме ру усердствующей критики, — что, во- вторых, несколько переоценивший свои силы и свое значение в литературе Панферов в эти годы (1933-34) все чаще начинает выступать в роли «мэт ра», в роли учителя и судьи, — что, в третьих, начавшая складываться обста новка могла вреднейшим образом отра зиться на литературных запятиях и дарованиях этого писателя. Писатель, плохо владеющий словом, есть фактор, задерживающий развитие литературы и литературного языка тем в большей степени, чем он заметнее, виднее, ав торитетнее. М. Горьким руководит жела ние помочь нашей молодежи, писатель скому молодняку, предостеречь молодых писателей от увлечения литературной манерой Панферова. «Я решительно возражаю, — говорит М. Горький в «Открытом письме А- С. Серафимови чу», пытавшемуся взять под свою за щиту автора «Брусков», — против утверждения, что молодежь может чему-то научиться у Панферова, лите ратора, который плохо знает литератур ный язык и вообще пишет необдуман но, небрежно. Прошу понять, что здесь и д е т р е ч ь не об одном П а н ф е р о в е , а о я в н о м с т р е м л е н и и к с н и ж е н и ю к а ч е с т в а л и т е р а т у р ы , ибо оправдание словесно го штукарства есть оправдание брака». Из отдельных моментов такого «сло весного штукарства» в дальнейшем внимание как-то мало-по-малу сконцен трировалось на вопросе о «местных речениях», о провинциализмах, о сло вотворчестве. В заметке «По поводу од ной дискуссии», написанной М. Горьким вскоре после статьи «О прозе», речь идет почти исключительно о «местных речениях», о ненужном фонетизирова- нии при воспроизведении народной ре чи в беллетристике. М. Горький снова вы сказывается по поводу панферовского словечка «скукожился». Он рассматри вает его как пример никчемного и бес плодного словотворчества. «Народный русский язык, особенно в его коренных глагольных формах, обладает отличной образностью. Когда говорится «с’е-жил- ся», «с-корчил-ся» и т. д., мы видим лица и позы. Но я не вижу, как изменяется тело и лицо человека, ко торый «скукожился». Глагол «скуко жился» сделан явно искусственно и нелепо, он звучит так, как будто в нем соединено три слова: скука, кожи и ожил». М. Горький издевается над таки ми пошлыми образцами «словотворчест ва», как, например, «катись колбаской, дай пять» и т- п. Он напоминает Пан ферову и его последователям, что «за дача серьезного литератора сводится к тому, чтобы отсеять, отобрать из этого хаоса (новых слов, новообразований во обще. П. Ч.) наиболее точные, емкие, звучные слова, а не увлекаться хламом в роде таких бессмысленных словечек,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2