Сибирские огни, 1937, № 3
совсем не случайно эти два факта, два момента приходятся именно на годы 1933 и 1934. Это годы, непосредственно после довавшие за историческим постановле нием ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-худо- жественных организаций», открывшим новый период в развитии не только советской литературы, но и советского искусства вообще. Это годы решитель ной перестройки не только литератур но-художественных организаций, но и пересмотра самих принципов советского искусства в свете сталинского лозун га социалистического реализма, в соот ветствии с художественным критерием, который с этого времепи становится основным и решающим: пр а в дой , и д е й н о с т ь ю , н а р о д н о с т ь ю . Был поставлен вопрос о поднятии ка чества литературы, литературного (сло весного) мастерства. Понятно, какое значение должен был с этого времени получить вопрос о языке художествен ных произведений. Огромной заслугой Горького как-раз и является то, что он с большевистской прямотой, смело стью и искренностью заострил внима ние на проблемах языка и стиля. * Начальной датой дискуссии о языке обыкновенно считают выступление М. Горького со статьей «О прозе», напеча танной в 1933 г. (почти одновременно — в альманахе «Год шестнадцатый» и в журнале «Литературная учеба», кн. I.) Действительно,, в этой статье вели кий пролетарский писатель как бы де лает попытку подытожить свои наблю дения над языком литературы и свои размышления о путях развития и бу дущем литературной речи. «Заметки эти,—говорит автор,—результат долго временных наблюдений над процессом р о с т а нашей литературы и, вместе с тем, над процессом з а с о р е н и я ее словесным хламом». Цо словам М. Горь кого, этот второй процесс у нас «при нимает размеры угрожающие», в значи тельной степени благодаря недопусти мому попустительству критики, кото рая, занимаясь у нас «почти исключи тельно преподаванием социально-рево люционной педагогики^, не учит моло дых литераторов мастерству. Она не дооценивает роли слова, как основного материала литературы. «Ниже я попы таюсь, — говорит А. М. Горький, — до казать, к чему это ведет и как вредно влияет на молодых литераторов, позво ляя им писать неряшливо, неосмыслен но, даже безграмотно, а в общем — с полным отсутствием уважения к чита телю». («О прозе», с. 112).1 Статья «О прозе» прямо адресована к «т. т. литератором и критикам». Она решительно и резко, гораздо острее, чем раньше, ставит вопрос о технике пи сательского дела, о мастерстве сло весного изображения, о с лов е , как ос новном материале литературы, о доб- ротпости этого материала, о его болез нях и уродствах. Здесь конкретного ма териала по языку заключается больше, чем в других, предыдущих статьях А. М. Горького, вместе взятых. Ряд про изведений советской литературы пос леднего времени (вышедших до1933 г.), как, например, «Маски» Андрея Бело го, «Энергия» Ф. Гладкова, «Бруски» Панферова, «О’кэй» Б. Пильняка и др., были подвергнуты здесь внима- тельно-строгому и остроумному анали зу со стороны языка и стиля. Горький разоблачает в этой статье «словесное фокусничество, малограмотное и хва стливое сочинительство, явно безуспеш ные потуги на оригинальность стиля, небрежность, недопустимое неряшество» в работе над словом некоторых наших писателей. Особенный интерес представ ляют замечания Горького о языке Ф. Гладкова, считающего себя учеником Горького и (что особенно любопытно) сторонником простого и ясного слога. В статье «О прозе» речь идет о романе Ф. Гладкова «Энергия». Разбор начи нается с первых двух фраз романа (кстати сказать, впоследствии переде ланных автором): «Шоссе хлестало бур ным напором ветра. Оно неслось изда ли, из перспективной точки призрач ной поземкой и улетало мимо бушую щим плеском гранитных гребешков по обочинам дороги». — «Я утверждаю,— говорит М. Горький, — что этот набор слов лишен смысла. Как это «шоссе» может «хлестать напором ветра» и ку 1 Цитируется по изданию „М. Горькии. О литературе. Статьи 1928-33 гг. “ Также и в других случаях, в дальнейшем, если не имеется специальной оговорки о происхож дении цитаты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2