Сибирские огни, 1937, № 3

совсем не случайно эти два факта, два момента приходятся именно на годы 1933 и 1934. Это годы, непосредственно после­ довавшие за историческим постановле­ нием ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-худо- жественных организаций», открывшим новый период в развитии не только советской литературы, но и советского искусства вообще. Это годы решитель­ ной перестройки не только литератур­ но-художественных организаций, но и пересмотра самих принципов советского искусства в свете сталинского лозун­ га социалистического реализма, в соот­ ветствии с художественным критерием, который с этого времепи становится основным и решающим: пр а в дой , и д е й н о с т ь ю , н а р о д н о с т ь ю . Был поставлен вопрос о поднятии ка­ чества литературы, литературного (сло­ весного) мастерства. Понятно, какое значение должен был с этого времени получить вопрос о языке художествен­ ных произведений. Огромной заслугой Горького как-раз и является то, что он с большевистской прямотой, смело­ стью и искренностью заострил внима­ ние на проблемах языка и стиля. * Начальной датой дискуссии о языке обыкновенно считают выступление М. Горького со статьей «О прозе», напеча­ танной в 1933 г. (почти одновременно — в альманахе «Год шестнадцатый» и в журнале «Литературная учеба», кн. I.) Действительно,, в этой статье вели­ кий пролетарский писатель как бы де­ лает попытку подытожить свои наблю­ дения над языком литературы и свои размышления о путях развития и бу­ дущем литературной речи. «Заметки эти,—говорит автор,—результат долго­ временных наблюдений над процессом р о с т а нашей литературы и, вместе с тем, над процессом з а с о р е н и я ее словесным хламом». Цо словам М. Горь­ кого, этот второй процесс у нас «при­ нимает размеры угрожающие», в значи­ тельной степени благодаря недопусти­ мому попустительству критики, кото­ рая, занимаясь у нас «почти исключи­ тельно преподаванием социально-рево­ люционной педагогики^, не учит моло­ дых литераторов мастерству. Она не­ дооценивает роли слова, как основного материала литературы. «Ниже я попы­ таюсь, — говорит А. М. Горький, — до­ казать, к чему это ведет и как вредно влияет на молодых литераторов, позво­ ляя им писать неряшливо, неосмыслен­ но, даже безграмотно, а в общем — с полным отсутствием уважения к чита­ телю». («О прозе», с. 112).1 Статья «О прозе» прямо адресована к «т. т. литератором и критикам». Она решительно и резко, гораздо острее, чем раньше, ставит вопрос о технике пи­ сательского дела, о мастерстве сло­ весного изображения, о с лов е , как ос­ новном материале литературы, о доб- ротпости этого материала, о его болез­ нях и уродствах. Здесь конкретного ма­ териала по языку заключается больше, чем в других, предыдущих статьях А. М. Горького, вместе взятых. Ряд про­ изведений советской литературы пос­ леднего времени (вышедших до1933 г.), как, например, «Маски» Андрея Бело­ го, «Энергия» Ф. Гладкова, «Бруски» Панферова, «О’кэй» Б. Пильняка и др., были подвергнуты здесь внима- тельно-строгому и остроумному анали­ зу со стороны языка и стиля. Горький разоблачает в этой статье «словесное фокусничество, малограмотное и хва­ стливое сочинительство, явно безуспеш­ ные потуги на оригинальность стиля, небрежность, недопустимое неряшество» в работе над словом некоторых наших писателей. Особенный интерес представ­ ляют замечания Горького о языке Ф. Гладкова, считающего себя учеником Горького и (что особенно любопытно) сторонником простого и ясного слога. В статье «О прозе» речь идет о романе Ф. Гладкова «Энергия». Разбор начи­ нается с первых двух фраз романа (кстати сказать, впоследствии переде­ ланных автором): «Шоссе хлестало бур­ ным напором ветра. Оно неслось изда­ ли, из перспективной точки призрач­ ной поземкой и улетало мимо бушую­ щим плеском гранитных гребешков по обочинам дороги». — «Я утверждаю,— говорит М. Горький, — что этот набор слов лишен смысла. Как это «шоссе» может «хлестать напором ветра» и ку­ 1 Цитируется по изданию „М. Горькии. О литературе. Статьи 1928-33 гг. “ Также и в других случаях, в дальнейшем, если не имеется специальной оговорки о происхож­ дении цитаты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2