Сибирские огни, 1937, № 2
БИБЛИОГРАФИЯ Столетняя годовщина со дня гибели А. С. Пушкина разбудила интерес и к едному из первых писателей.сибиряков— Петру Павловичу Бршову, которого в свое время радостно приветствовал на литературной арене Пушкин. Прочитав еще в рукописи сказку Ершова «Конек- Горбунок», Пушкин, по свидетельству ли- таратора Розена, сказал: «Теперь мне л можно и оставить этот род поэзии». у «Кпнек-Горбунок» создал Ершову за служенную слаБУ- "Эт'а сказка является, действительно, лучшим его произведени ем. Но у него имелись и другие, менее известные {см. в № 1 «Сиб. Огней» ста тью П. Кулыгина и Л. Мартынова ? «Пушкин и Ершов», и разбираемая нами книж,ка вышла в малой серии «Библио тека поэта» весьма кстати. «Конек-Горбунок» в данной серии пере печатан с 4 издания сказки {1856 год), расширенного, без цензурных пропусков. Вслед за «Ксиньком» идет лирика Бршо- ва — в наиболее характерных для него образцах. Особенно интересно из них послание другу поэта Тимковскому, с которым они намечали предпринять боль, шое путешествие по Сибири. В те годы, т. е., примерно, сто лет тому назад, — Сибирь была страной изгнания и мрака, роковым образом обреченной на эту пе чальную (роль колонизаторской полити кой царского правительства. Но Ершов мечтает о другой Сибири. Приглашая своего друга, он восторженно набрасы вает целую программу своих мечтаний, претворенных в действительность лишь теперь, в результате победоносного со циалистического строительства. Какая цель! Пустыни, степи Лучом гражданства озарить, Разрушить умственные цепи И человека сотворить. Раскрыть покров небес полночных, Богатства выспросить у гор И чрез кристаллы вод восточных На дно морское кинуть взор. Послушать тайные сказанья 4 Библиотека поэта. П. Ершов. Сти хотворения. Издательство «Советский писатель». 1936, Цена (в переплете) 2 руб. ^ ---------------- Лесов дремучих, скал седых И вырвать древние преданья Из уст курганов гробовых. Воздвигнуть падшие народы, Гран игну летопись прочесть... В дальнейших строках этого стихо творения Ершов как бы перекликается с Пушкиным. Последний писал Чаадае ву: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друт, отчизне посвятим Души прекрасные порывы. Почти подражание этому призыву д а ет Ершов в том же послании к Тимков скому: Нет, нет! пока в нас сердце дышит, Пока струится жар в крови, — Ничто, ничто да не подвижет Святой и доблестной любви. Сомненья робкие подавим, Явим величье древних дней И козням зла противоставим Всю силу твердости своей. М. Азадовский характеризует лирику Ершова, как эпигонство романтики и устанавливает влияние на Ершова Бене диктова. Этот тезис М. Азадовского представляется нам довольно спорным. Стихи Бенедиктова, при их исключи тельном для того времени внешнем блеске (полновесная рифма, богатство аллитераций и вообще звукописи) отли чались внутренней 'пустотой, наигранным пафосом и чрезмерным эротизмом (да же пожар он описывал, как акт сладо страстия!). Ничего этого в лирике Ершо ва (по крайней мере, в той, которая представлена в данной книжке) мы не видим: и тематика и тональность то больского поэта совсем иные. Ершову гораздо ближе романтика раннего Пуш кина, чем романтика Бенедиктова. Необходимо также отметить, что ли рика Ершова могла быть дана в рас сматриваемом сборнике более полно. Целесообразно было бы также включить в книжку и поэму «Сузге», написанную на материале сибирской истории. Г. В.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2