Сибирские огни, 1937, № 2

Г. ПАВЛОВ сунул свой лом между дверными ручка­ ми и опять схватился за кольцо. Вновь, ■отрясая воздух, заревел гудок — пре­ рывистый, страшный вестник несчастья. Он заставил всех в городе выбежать на улицы. Он вздыбил редкие волосы Ба- ранкевича. Он заставил побледнеть Вро- ну и бросил в дрожь Дзебека. В тюрь, ме прислушивались к этому прерывисто­ му реву. Из немецкого эшелона выска­ кивали солдаты и оглядывались вокруг. А гудок продолжал реветь...». Читатель напряженно следит за хо­ дом событий. Андрий Птаха ввязался в неравную борьбу, может быть, несколь­ ко безрассудно. Но какое горячее стрем­ ление бороться за дело рабочих, не ща­ дя своей жизни, какое глубокое классо­ вое самосознание проявляется в нем при этом! И поэтому, когда Андрий Птаха, при содействии своего младшего брата Василька, спасается из, казалось бы, безвыходного положения, то, право, хо­ чется аплодировать этому «очень горя­ чему», но бесконечно обаятельному, до ­ рогому и близкому советскому читателю герою романа. Можно ручаться, что этот эпизод, переведенный на эюран, вызвал бы у советского зрителя бурю аплодис­ ментов. переходящих в овацию. Раевские, Птаха, Пшеничек, Олеся, Сарра, — все эти герои Островского живут, богатой, полной борьбы жизнью. Они члены общества, в котором проис­ ходит становление и расцвет личности. Они не способны на подлости, на гадо­ сти, на измены, we способны на это орга­ нически. Они здоровые, нормальные лю­ ди, несущие в себе начало новой, ком­ мунистической морали; безграничную преданность делу освобождения всех трудящихся, чувство интернациональной, братской связи с ними, глубокое уваже­ ние к женщине, как к равноправному трудящемуся, борцу за социализм. Каждый из этих героев имеет свое индивидуальное лицо, свои индивиду­ альные особенности. Это не схемы, а живые, реальные люди, которых чита­ тель ясно и ярко представляет, слышит биение их пульса,, их сердец. Богатство их характеров в многообразии их ак­ тивных связей с миром, не стесненных никакими корыстными, эгоистическими интересами. И в каждом характере есть главная черта. Она как страсть, которой наполнены все их поступки, действия, помыслы, их мозг, их сердце, их душа. «Потерять мужество—потерять все»,— сказал немецкий поэт Гете. И для Раев­ ских, и для Птахи, и для Олеси потеря мужества равносильна смерти. Николай Островский б апреля прош­ лого года, иа девятом с ’езде комсомола Украины, говорил: «Мужество рождает­ ся в борьбе. Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивле­ нии трудностям. И девиз нашей молоде­ жи — это мужество, это упорство, это настойчивость, это преодоление всех препятствий... Только вперед, только на линию .огня, только через трудности к победе, и только к победе и никуда иначе, — вот девиз молодежи статей страны, девиз прекрасный, девиз муже­ ственный, девиз, завещанный нашими вождями». Именно под этим прекрасным и му­ жественным девизом живут и борются эти герои романа Островского. Они — родные дети класса, революции, партии. Они своими и маленькими и большими делами, своими мыслями и чувствами доказывают, что «красота — это жизнь, безобразие — это искажение жизни, ее бедность, ее вырождение». (А. Луначар­ ский). И они учат читателя борьбе, ис­ кусству хорошо жить, хорошо умирать. По-большевистски. Жить — бороться. А умирать так, чтобы смерть звучала п о ­ бедой. «Рожденные бурей» — самая оптими­ стическая книга в советской литературе. Оптимизм этой книги — боевой; она отрицает умирающие идейки и чувства обреченного класса и утверждает идеи и чувства нового, социалистического че­ ловека. Великий русский критик Виссарион Белинский писал, что «идея, вычитанная, или услышанная и, пожалуй, понятая, как должно, но не проведенная через собственную шкуру, не получившая от­ печатка вашей личности, есть мертвый капитал». Идея романа «Рожденные бу­ рей» — идея борьбы за дело партии Ленина — Сталина, за нового социали­ стического человека — для Николая Островского личная, суб’ективная идея, «проведенная через собственную шку­ ру»." Но она вместе с тем основная, глав­ ная идея всего советского народа, тру­ дящихся всего мира. Каждая страница, каждая строка романа Островского ды­ шит такой преданностью делу партии Ленина — Сталина, которую нельзя ни­ чем устранить, даже смертью. И эта убежденность обжигает читателя, как пламень большевистского сердца Остров­ ского. И потому эта книга Н. Остров­ ского — подлинно большевистская, под­ линно народная книга. Роман, который оставил своему совет­ скому читателю мужественный писатель- большевик, писатель-орденоносец Нико­ лай Алексеевич Островский, является произведением высокого идейно-полити­ ческого и художественного накала, ро ­ маном огромного волевого напряжения большевистских мыслей и страстей, мо­ гучим оружием борьбы за мужественно­ го человека великой сталинской эпохи. Этот роман зовет нас продолжать борь­ бу до полной победы коммунизма во всем мире. Николай Алексеевич Остров­ ский всегда был уверен в этой победе. И его чистый голос мы слышим в сло­ вах Андрия Птахи, заканчивающих пер­ вую книгу романа «Рожденные бурей»: — «Будем биться до последнего! Да здравствует коммуна!».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2