Сибирские огни, 1937, № 2
Г. ПАВЛОВ сунул свой лом между дверными ручка ми и опять схватился за кольцо. Вновь, ■отрясая воздух, заревел гудок — пре рывистый, страшный вестник несчастья. Он заставил всех в городе выбежать на улицы. Он вздыбил редкие волосы Ба- ранкевича. Он заставил побледнеть Вро- ну и бросил в дрожь Дзебека. В тюрь, ме прислушивались к этому прерывисто му реву. Из немецкого эшелона выска кивали солдаты и оглядывались вокруг. А гудок продолжал реветь...». Читатель напряженно следит за хо дом событий. Андрий Птаха ввязался в неравную борьбу, может быть, несколь ко безрассудно. Но какое горячее стрем ление бороться за дело рабочих, не ща дя своей жизни, какое глубокое классо вое самосознание проявляется в нем при этом! И поэтому, когда Андрий Птаха, при содействии своего младшего брата Василька, спасается из, казалось бы, безвыходного положения, то, право, хо чется аплодировать этому «очень горя чему», но бесконечно обаятельному, до рогому и близкому советскому читателю герою романа. Можно ручаться, что этот эпизод, переведенный на эюран, вызвал бы у советского зрителя бурю аплодис ментов. переходящих в овацию. Раевские, Птаха, Пшеничек, Олеся, Сарра, — все эти герои Островского живут, богатой, полной борьбы жизнью. Они члены общества, в котором проис ходит становление и расцвет личности. Они не способны на подлости, на гадо сти, на измены, we способны на это орга нически. Они здоровые, нормальные лю ди, несущие в себе начало новой, ком мунистической морали; безграничную преданность делу освобождения всех трудящихся, чувство интернациональной, братской связи с ними, глубокое уваже ние к женщине, как к равноправному трудящемуся, борцу за социализм. Каждый из этих героев имеет свое индивидуальное лицо, свои индивиду альные особенности. Это не схемы, а живые, реальные люди, которых чита тель ясно и ярко представляет, слышит биение их пульса,, их сердец. Богатство их характеров в многообразии их ак тивных связей с миром, не стесненных никакими корыстными, эгоистическими интересами. И в каждом характере есть главная черта. Она как страсть, которой наполнены все их поступки, действия, помыслы, их мозг, их сердце, их душа. «Потерять мужество—потерять все»,— сказал немецкий поэт Гете. И для Раев ских, и для Птахи, и для Олеси потеря мужества равносильна смерти. Николай Островский б апреля прош лого года, иа девятом с ’езде комсомола Украины, говорил: «Мужество рождает ся в борьбе. Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивле нии трудностям. И девиз нашей молоде жи — это мужество, это упорство, это настойчивость, это преодоление всех препятствий... Только вперед, только на линию .огня, только через трудности к победе, и только к победе и никуда иначе, — вот девиз молодежи статей страны, девиз прекрасный, девиз муже ственный, девиз, завещанный нашими вождями». Именно под этим прекрасным и му жественным девизом живут и борются эти герои романа Островского. Они — родные дети класса, революции, партии. Они своими и маленькими и большими делами, своими мыслями и чувствами доказывают, что «красота — это жизнь, безобразие — это искажение жизни, ее бедность, ее вырождение». (А. Луначар ский). И они учат читателя борьбе, ис кусству хорошо жить, хорошо умирать. По-большевистски. Жить — бороться. А умирать так, чтобы смерть звучала п о бедой. «Рожденные бурей» — самая оптими стическая книга в советской литературе. Оптимизм этой книги — боевой; она отрицает умирающие идейки и чувства обреченного класса и утверждает идеи и чувства нового, социалистического че ловека. Великий русский критик Виссарион Белинский писал, что «идея, вычитанная, или услышанная и, пожалуй, понятая, как должно, но не проведенная через собственную шкуру, не получившая от печатка вашей личности, есть мертвый капитал». Идея романа «Рожденные бу рей» — идея борьбы за дело партии Ленина — Сталина, за нового социали стического человека — для Николая Островского личная, суб’ективная идея, «проведенная через собственную шку ру»." Но она вместе с тем основная, глав ная идея всего советского народа, тру дящихся всего мира. Каждая страница, каждая строка романа Островского ды шит такой преданностью делу партии Ленина — Сталина, которую нельзя ни чем устранить, даже смертью. И эта убежденность обжигает читателя, как пламень большевистского сердца Остров ского. И потому эта книга Н. Остров ского — подлинно большевистская, под линно народная книга. Роман, который оставил своему совет скому читателю мужественный писатель- большевик, писатель-орденоносец Нико лай Алексеевич Островский, является произведением высокого идейно-полити ческого и художественного накала, ро маном огромного волевого напряжения большевистских мыслей и страстей, мо гучим оружием борьбы за мужественно го человека великой сталинской эпохи. Этот роман зовет нас продолжать борь бу до полной победы коммунизма во всем мире. Николай Алексеевич Остров ский всегда был уверен в этой победе. И его чистый голос мы слышим в сло вах Андрия Птахи, заканчивающих пер вую книгу романа «Рожденные бурей»: — «Будем биться до последнего! Да здравствует коммуна!».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2