Сибирские огни, 1937, № 2
Г . П А В Л О В РОЖДЕННЫЕ БУРЕЙ 15 декабря прошлого 'года, буквально за несколько дней до своей смерти, ав тор любимейшей советским читателем книги «Как закалялась сталь» Николай Алексеевич Островский закончил работу над первой частью романа «Рожденные бурей». Смерть прервала жизнь замеча тельного писателя^большевика, писателя- орденоносца, мужественного бойца за дело партии Ленина—Сталина, за ком мунизм. Роман «Рожденные бурей», который ио замыслу автора должен был состоять из трех книг, остался незаконченным. И все же, и в таком — Незаконченном— виде этот роман представляет огромный вклад в основной фонд нашей советской литературы, должен быть отнесен к чис лу лучших произведений советской ли тературы. 2 октября 1935 года Н. А. Остравский, в день награждения его советским пра вительством высшей наградой нашей страны — орденам Ленина, писал в з а метке «Счастье жизни», опубликованной в «Комсомольской правде»: «Победа пер. вой книги«е может закружить мне голову. Я не зеленый юноша, я большевик, ко торый знает, как далека еще до совер шенства и действительного мастерства моя первая книга. Делаю все, чтобы но вое дитя 'родилось разумным и краси вым». Роман «Рожденные бурей» — именно разумное и красивое дитя. В этой кни ге Н. Островский поднялся на еще бо лее высокую ступень писательского ма стерства. Более продуманно и крепко слажен сюжет. Попрежнему, как и в ро мане «Как закалялась сталь», занима тельность повествования сочетается с огромной искренностью, страстностью, простотой и глубиной изображения жиз ни и людей. Персонажи встают со стра ниц ромаца, как живые, трехмерные лю ди. Некоторым из них уделено очень немного места {например, Метельницкий, Меер, Шпильман, Абрамахер и др.), но все же читатель ясно и ярко представ ляет их со всеми индивидуальными особенностями, ибо все они д е й с т в у ю щ а не бездействуют в романе, явля ются у ч а с т н и к а м и событий, а не «присутствующими при сем» статистами. Каждая страница полна движения, дина мики. В романе есть эпизоды, написан ные в волнующих лирических тонах (например, посвященные истории любви Андрия Птахи и Олеси). Есть эпизоды, в которых искрится прекрасный юмор (например, первая встреча Раймонда с Андрием Птахой). Язык романа прост, выразителен. Никакой словесной мишу ры, никакой игры словами, красивыми сравнениями. Бсть исключительные по своей лако ничности и яркости строки. Вот, напри мер, описание квартиры сапожника-ев- рея Меера. «Под столом у Мойше хорошо. Здесь он никому не мешает, и мамэ не кричит на него, что он путается под ногами. Татэ и дедушка работают з другом углу, под окашком в потолке. Оттуда солнышко приходит в гости очень ред ко, но приходит на немножко. Мойше не успеет поиграть с ним, как его уже нет. Еще в углу печь, там мамэ и бабуш ка. Еще в углу кровать. Бабушка спи г на печке. Тетя Сарра опит на сундуке. Дедушка — на ящике с кожей. Татэ и мамэ — «а кровати, а Мойше — со все ми по очереди. В доме четыре угла, а ему четыре года». Пятнадцать строк, а какая яркая, ис черпывающая картина бытия еврейской бедноты встает перед читателем! Дет ство «под столом», работа «под окош ком в потолке», «четыре угла» — вот правда жизни бедноты в капиталистиче ском обществе. Разум и красота романа «Рожденные бурей» поднимается из правды жизни, изображенной в ней, из борьбы за р а зумную и красивую жизнь, которую ве дут люди, р о ж д е н н ы е б у р е й , и пафосом которой (проникнута вся книга Н. Островского. «Буря, это — движение самих масс»,— писал В. И. Ленин Я 1912 году в статье «Памяти Герцена». Рожденные бурей — это рожденные движением трудящихся маос, движением революционных масс русского народа, совершившего под зна менем большевизма в октябре 1917 г. Великую Социалистическую Революцию. События, описываемые в книге, раз вертываются в конце 1918 и в начале 1919 года на Волыни — на территории современной Польши. Германия уже по. дошла к ноябрьской революции 1918 го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2