Сибирские огни, 1937, № 2

Г . П А В Л О В РОЖДЕННЫЕ БУРЕЙ 15 декабря прошлого 'года, буквально за несколько дней до своей смерти, ав­ тор любимейшей советским читателем книги «Как закалялась сталь» Николай Алексеевич Островский закончил работу над первой частью романа «Рожденные бурей». Смерть прервала жизнь замеча­ тельного писателя^большевика, писателя- орденоносца, мужественного бойца за дело партии Ленина—Сталина, за ком­ мунизм. Роман «Рожденные бурей», который ио замыслу автора должен был состоять из трех книг, остался незаконченным. И все же, и в таком — Незаконченном— виде этот роман представляет огромный вклад в основной фонд нашей советской литературы, должен быть отнесен к чис­ лу лучших произведений советской ли­ тературы. 2 октября 1935 года Н. А. Остравский, в день награждения его советским пра­ вительством высшей наградой нашей страны — орденам Ленина, писал в з а ­ метке «Счастье жизни», опубликованной в «Комсомольской правде»: «Победа пер. вой книги«е может закружить мне голову. Я не зеленый юноша, я большевик, ко­ торый знает, как далека еще до совер­ шенства и действительного мастерства моя первая книга. Делаю все, чтобы но­ вое дитя 'родилось разумным и краси­ вым». Роман «Рожденные бурей» — именно разумное и красивое дитя. В этой кни­ ге Н. Островский поднялся на еще бо­ лее высокую ступень писательского ма­ стерства. Более продуманно и крепко слажен сюжет. Попрежнему, как и в ро ­ мане «Как закалялась сталь», занима­ тельность повествования сочетается с огромной искренностью, страстностью, простотой и глубиной изображения жиз­ ни и людей. Персонажи встают со стра­ ниц ромаца, как живые, трехмерные лю­ ди. Некоторым из них уделено очень немного места {например, Метельницкий, Меер, Шпильман, Абрамахер и др.), но все же читатель ясно и ярко представ­ ляет их со всеми индивидуальными особенностями, ибо все они д е й с т в у ­ ю щ а не бездействуют в романе, явля­ ются у ч а с т н и к а м и событий, а не «присутствующими при сем» статистами. Каждая страница полна движения, дина­ мики. В романе есть эпизоды, написан­ ные в волнующих лирических тонах (например, посвященные истории любви Андрия Птахи и Олеси). Есть эпизоды, в которых искрится прекрасный юмор (например, первая встреча Раймонда с Андрием Птахой). Язык романа прост, выразителен. Никакой словесной мишу­ ры, никакой игры словами, красивыми сравнениями. Бсть исключительные по своей лако­ ничности и яркости строки. Вот, напри­ мер, описание квартиры сапожника-ев- рея Меера. «Под столом у Мойше хорошо. Здесь он никому не мешает, и мамэ не кричит на него, что он путается под ногами. Татэ и дедушка работают з другом углу, под окашком в потолке. Оттуда солнышко приходит в гости очень ред­ ко, но приходит на немножко. Мойше не успеет поиграть с ним, как его уже нет. Еще в углу печь, там мамэ и бабуш­ ка. Еще в углу кровать. Бабушка спи г на печке. Тетя Сарра опит на сундуке. Дедушка — на ящике с кожей. Татэ и мамэ — «а кровати, а Мойше — со все­ ми по очереди. В доме четыре угла, а ему четыре года». Пятнадцать строк, а какая яркая, ис­ черпывающая картина бытия еврейской бедноты встает перед читателем! Дет­ ство «под столом», работа «под окош­ ком в потолке», «четыре угла» — вот правда жизни бедноты в капиталистиче­ ском обществе. Разум и красота романа «Рожденные бурей» поднимается из правды жизни, изображенной в ней, из борьбы за р а ­ зумную и красивую жизнь, которую ве­ дут люди, р о ж д е н н ы е б у р е й , и пафосом которой (проникнута вся книга Н. Островского. «Буря, это — движение самих масс»,— писал В. И. Ленин Я 1912 году в статье «Памяти Герцена». Рожденные бурей — это рожденные движением трудящихся маос, движением революционных масс русского народа, совершившего под зна­ менем большевизма в октябре 1917 г. Великую Социалистическую Революцию. События, описываемые в книге, раз­ вертываются в конце 1918 и в начале 1919 года на Волыни — на территории современной Польши. Германия уже по. дошла к ноябрьской революции 1918 го­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2