Сибирские огни, 1937, № 2

В. ПОЛОНСКИЙ Мы владеем беспредельным, многораз­ ным, в равном цельным»... Огромный, многообразный мир — владение челове­ ка, его хозяйство. Господствующая церковь быстро рас­ познала враждебные схоластическим уче­ ниям мотивы руставелиевой поэмы. Кни­ га была об’явлена еретической. Пресле­ дования начались еще 'в XIII веке, когда против поэмы воздвиг гонение католи­ кос Иоанн. В XVIII столетии матриарх Антоний I приказал щ публично сжечь кни- ' гу Руставели. Несмотря на пре­ следования церкви,. «Витязь в тигровой шкуре» пережил в е ­ ка. Руставели — лю­ бимый национальный поэт Грузии. Афо­ ризмы и поговорки, щедро рассыпанные- по тексту поэмы, закрепились в на ­ родной памяти, во­ шли в быт. Но дело не только в художественных достоинствах поэмы. Должна быть под. черкнута глубина и широта ее идейного содержания. Пусть в поэме не мало исто­ рически обветша­ лых представлений. Зато своей само­ бытной поэтично­ стью, народностью, верой в силы чело­ века, в его разум, своим возвеличени- / е м чувств любви и дружбы, сильными элементами свобо­ домыслия — она, перешагнув порог своего времени, входит в нашу ве ­ ликую, социалистическую эпоху, в со­ ветскую литературу не только как мону­ ментальный памятник прошлого искус­ ства. Это гениальное творение, продол­ жает жить полноценной жизнью. В нем наш читатель откроет ‘много созвучно, го и близкого для себя. го единства, сильного монолитного го ­ сударства. Руставели — гуманист. Он человечен и проповедует человеческое отношение к людям. Он жил в эпоху феодализма, крепостничества, рабовладения. В своей поэме он высказывается ва гуманизацию отношений между 'господином и рабом. «Лучше всех та любовь, когда влюб­ ленными являются раб и господин». Автор «Витязя в тигровой шкуре» еще не поднимается до принципиального отрицания рабства, до борьбы с крепо­ стничеством. Он — за индивидуальное освобождение рабов гуманными и про. свещенными феода­ лами. Он стремится > облагородить, оче­ ловечить крепостни­ ческие отношения, не разрушая самой .феодальной систе­ мы. Но для его вре­ мени уже самое признание раба че . ловвком, самое вос­ хваление освобож­ дения раба, хотя бы как акта личной «милости» рабовла­ дельца, было прояв­ лением прогрессив­ ной мысли. Шота Руставели ! далек от религиоз. Щ ной нетерпимости. . Он—противник вся­ кой официальной обрядовой религии, будь то мусульман­ ство или христианство. Руставели не атеист. У него есть свой бог. Но бог этот не похож ни на суро­ вого самодержца Вгову, ни на воин­ ственного магометанского Аллаха. Этот бог — солнце, природа, мировое жизне. творящее начало. Религия Руставели — пантеизм. «День и ночь я 'буду созерцать свер­ канье солнечных лучей, — пишет Руста­ вели. — Солнце заключает и тебя, так как ты его частица: конечно, приле­ пишься к нему ты, его зодиак, а не от . вергаутое творение». Божественна, бесконечна, животворна— по Руставели — природа. Ей он поет славословия. Ей поклоняется. Но и человек — начало активное, творческое. Он не пассивный об’ект иг ­ ры (мировых сил. Он сам — творец, пре­ образующий мир. Мудрые умеют проти­ водействовать судьбе, герои преодоле­ вают самые тяжелые препятствия. Пантеистический бог поэта — «...этот мир нам дал в удел. ; «Витязь в тигровой шкуре» — поэма о любви. Ее герои — Тариэль и Автан­ дил —• влюбленные рыцари. Их любовь возвышенна, чиста. Она глубже, содер­ жательнее грубой плотской страсти. Об этой любви так пишет Руставели г «...Не простое лишь хотенье, это — дымно, это —■ тленье. Здесь есть тонкость различенья, — услыхав, пойми .меня». Такая любовь требует от любящего особых, высоких качеств. Она ярко пре­ ображает человека, обогащает его внут­ ренний мир.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2