Сибирские огни, 1937, № 2
В. ПОЛОНСКИЙ Мы владеем беспредельным, многораз ным, в равном цельным»... Огромный, многообразный мир — владение челове ка, его хозяйство. Господствующая церковь быстро рас познала враждебные схоластическим уче ниям мотивы руставелиевой поэмы. Кни га была об’явлена еретической. Пресле дования начались еще 'в XIII веке, когда против поэмы воздвиг гонение католи кос Иоанн. В XVIII столетии матриарх Антоний I приказал щ публично сжечь кни- ' гу Руставели. Несмотря на пре следования церкви,. «Витязь в тигровой шкуре» пережил в е ка. Руставели — лю бимый национальный поэт Грузии. Афо ризмы и поговорки, щедро рассыпанные- по тексту поэмы, закрепились в на родной памяти, во шли в быт. Но дело не только в художественных достоинствах поэмы. Должна быть под. черкнута глубина и широта ее идейного содержания. Пусть в поэме не мало исто рически обветша лых представлений. Зато своей само бытной поэтично стью, народностью, верой в силы чело века, в его разум, своим возвеличени- / е м чувств любви и дружбы, сильными элементами свобо домыслия — она, перешагнув порог своего времени, входит в нашу ве ликую, социалистическую эпоху, в со ветскую литературу не только как мону ментальный памятник прошлого искус ства. Это гениальное творение, продол жает жить полноценной жизнью. В нем наш читатель откроет ‘много созвучно, го и близкого для себя. го единства, сильного монолитного го сударства. Руставели — гуманист. Он человечен и проповедует человеческое отношение к людям. Он жил в эпоху феодализма, крепостничества, рабовладения. В своей поэме он высказывается ва гуманизацию отношений между 'господином и рабом. «Лучше всех та любовь, когда влюб ленными являются раб и господин». Автор «Витязя в тигровой шкуре» еще не поднимается до принципиального отрицания рабства, до борьбы с крепо стничеством. Он — за индивидуальное освобождение рабов гуманными и про. свещенными феода лами. Он стремится > облагородить, оче ловечить крепостни ческие отношения, не разрушая самой .феодальной систе мы. Но для его вре мени уже самое признание раба че . ловвком, самое вос хваление освобож дения раба, хотя бы как акта личной «милости» рабовла дельца, было прояв лением прогрессив ной мысли. Шота Руставели ! далек от религиоз. Щ ной нетерпимости. . Он—противник вся кой официальной обрядовой религии, будь то мусульман ство или христианство. Руставели не атеист. У него есть свой бог. Но бог этот не похож ни на суро вого самодержца Вгову, ни на воин ственного магометанского Аллаха. Этот бог — солнце, природа, мировое жизне. творящее начало. Религия Руставели — пантеизм. «День и ночь я 'буду созерцать свер канье солнечных лучей, — пишет Руста вели. — Солнце заключает и тебя, так как ты его частица: конечно, приле пишься к нему ты, его зодиак, а не от . вергаутое творение». Божественна, бесконечна, животворна— по Руставели — природа. Ей он поет славословия. Ей поклоняется. Но и человек — начало активное, творческое. Он не пассивный об’ект иг ры (мировых сил. Он сам — творец, пре образующий мир. Мудрые умеют проти водействовать судьбе, герои преодоле вают самые тяжелые препятствия. Пантеистический бог поэта — «...этот мир нам дал в удел. ; «Витязь в тигровой шкуре» — поэма о любви. Ее герои — Тариэль и Автан дил —• влюбленные рыцари. Их любовь возвышенна, чиста. Она глубже, содер жательнее грубой плотской страсти. Об этой любви так пишет Руставели г «...Не простое лишь хотенье, это — дымно, это —■ тленье. Здесь есть тонкость различенья, — услыхав, пойми .меня». Такая любовь требует от любящего особых, высоких качеств. Она ярко пре ображает человека, обогащает его внут ренний мир.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2