Сибирские огни, 1937, № 2
в. плонский ШОТА РУСТАВЕЛИ Мы почти ничего не знаем о личности создателя великой грузинской эпической поэмы. Биография его легендарна. Предания о его жизни и кончине баснословны. С общераспространенного в наших и зарубежных изданиях портрета глядит на нас большими, темными, чуть раско сыми глазами человек в старинном на циональном костюме, с книгой и пером в руках. У него — тонкое, удлиненное лицо 'поэта и мыслителя. Действительно ли это Руставели —• мы не знаем. Единственный достоверный документ о жизни и творчестве Руставели, дош ед ший дв нас, это его монументальная п о эма «Витязь в тигровой шкуре». Эта по эма — гордость и слава старой грузин ской литературы — стоит в ряду луч ших шедевров изящной словесности феодальных времен. Руставели жил в конце XII и начале XIII века. Это была эпоха, богатая со бытиями, способствовавшими расцвету •грузинской культуры. В XII столетии страна освободилась от иноземного вла дычества. Начался период оживленного международного общения — торгового и политического. Грузия раскинулась на территории о т Северного Кавказа до Эрзерума, от Черноморья до Каспия. ■Она была стыком и рубежом двух ми ро® — мусульманского Востока и хри стианского Запада. Влияния обеих куль тур сталкивались в Грузии, попадая на благодарную почву. Грузинская культу ра того времени была продолжением уже клонившегося к закату арабо-иранского «золотого века». Она же, опереждя свой век, предвосхищала западно-европейское Возрождение. В те годы Грузия славилась целой плеядой блестящих мастеров искусств— художников, зодчих и писателей. Гру зинские ученые были известны и на Во стоке, и на Западе. Скромно и сдержанно отметил Руста вели в последней строфе поэмы свое вступление в круг знаменитых стихо- творцев-савременников и предшествен ников. «Амирана пел Хонели, про Абдул- Мессию пели Строфы звучные Шавтели, — он в искусстве преуспел, Дилларчето пел Тмогвели, я же, н е- к и й Р у с т а в е л и . О великом Тариэле, проливая слезы, пел». Этим самым Руставели указывает и на народный характер своей поэмы. И Ами ран, и герои Шавтели выросли из н а родных легенд и сказаний. «Великий Тариэль» — «витязь в тиг ровой шкуре» — тоже один из персона жей фольклорного, изустного эпоса. О нем в народе еще задолго до напи сания «Витязя в тигровой шкуре» скла дывали песни и сказания. Шота Руставели был разносторонним, широко образованным человеком. Из скудных сведений о нам и, особенно, из его поэмы мы 1 можем сделать заключе ние о его знаниях. Он был знаком с «Илиадой» и «Одиссеей», с философски ми учениями Платона и неоплатоников. Он изучал риторику, пиитику и богосло вие. Иранскую литературу он сам назы вает одним из источников своего твор чества. «...Сказку персов, их намеки влил в грузинские я строки...» Руставели стоял «в просвещении с ве ком наравне». Более того: он значитель но опережал свой век. Он был выразителем наиболее передо вых взглядов своей эпохи. Его поема проникнута всеми основными идеями Возрождения, предвосхищая их. Ей свойственен дух космополитизма, гума низма и свободомыслия. При чем важно отметить, что в сопоставлении даже С такими, гениальными произведениями, каж «Божественная комедия» Даяте, — по эма Руставели выгодно отличается тем, что она чужда религиозного допматиз- ма — исламистского и христианского. Руставели далек от национальной узо сти, замкнутости. Его герои — витязь Тариэль и арабский военачальник Ав тандил — странствуют почти по всему тогдашнему культурному миру: от Ин дии до Средиземноморья, и нигде поэт не только не славословит, но даже не отмечает национальной, расовой или р е лигиозной ненависти. Чужд Руставели и феодальному парти куляризму. Регрессивной раздробленно сти страны на карликовые княжества он противопоставлял идею государственно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2