Сибирские огни, 1937, № 2
ск ом социализме», идеализирует отста лую русскую сельскую общину, видит в гней основу движения к социализму. В 1853 тоду Герцен организует в Лон. лоне первую Вольную русскую типогра фию, а в 1855 году выходит первая книга «Полярной Звезды», на обложке которой были изображены силуэты пяти ■повешенных декабристов и поставлены девизом слова из пушкинской «Вакхи ческой песни» — «Да здравствует ра зум!». Первого июля 1857 года с берегов Темзы раздался первый удар «Колоко ла». Девизом на нем стояло — «Зову живых!», В первом же номере были вы двинуты три главных требования: 1) «Ос вобождение слова от цензуры», 2) «Ос вобождение крестьян от помещиков с землею», 3) «Освобождение податного состояния от побоев». Вольное русское слово Герцена, кри тиковавшее и бичевавшее гнусную нико лаевскую действительность и боровшее ся за освобождение крестьян, представ ляло тогда собой огромную обществен ную силу. «Вы — сила, вы — власть в русском государстве», — писал Герцену -его ярый враг монархист Б. Н. Чичерин. В утопическом учении Герцена о «рус ском социализме» не было н и г р а н а социализма» (В. Ленин, т. XV, стр. 466). Великая заслуга Герцена не в этом его учении, а в том, что он в «Полярной Звезде» и «Колоколе» первый «развернул революционную агитацию», «первый под нял великое знамя борьбы» против цар ской монархии «путем обращения к мас сам с в о л ь н ы м р у с с к и м с л о в о м » <В. Ленин, т. XV, стр. 468—469). Беда Герцена заключалась ® том, что он не видел (Подлинного революционного народа в России сороковых годов, в том, нто он действовал в одиночку, — э то приводило его к мучительным блужданиям, к грубейшим ошибкам и срывам. 18 февраля 1855 года умер Ни колай I. 10 марта Герцен писал Алек сандру. II в открытом' письме: «Я — н е исправимый социалист. Вы — самодер жавный император. Но между вашим знаменем и моим может быть одно об щее — любовь к народу»... Эти апел ляции Герцена к Александру II Вешате лю — «отступления от демократизма к либерализму». Таким же отступлением Герцена от демократизма была, напри мер, его статья «Юрьев день», в кото рой ои поверил в гуманные чувства дво рян. Но «при всех колебаниях Герцена между демократизмом и либерализмом демократ все же брал в нем верх». (В. Ленин, т. XV, стр. 466—467). Когда сталкивались две силы — кар течь самодержавия и топор мужика, крепостное право и возможность нового пугачевского похода, злодейство поме щиков и призрак красного петуха, то Герцен решительно предпочитал — то пор, Пугачева, красного петуха: пусть свершится судьба! Русские либералы вознегодовали на Герцена за защиту восстания Польши. Герцен продолжал свои выступления против душителей Польши, резко вы ступил против А. И. Тургенева, пожерт вовавшего деньги на солдат, раненых при подавлении польского восстания, и — «Герцен спас честь русской демо кратии» (В. Ленин, т. XV, стр. 467). Незадолго до своей смерти Герцен пи сал: «Господствующая ось, около кото рой шла наша жизнь, это — наше отно шение к русскому народу, вера в него, любовь к нему... И желание деятельно участвовать в его судьбах». Герцен порвал за год до своей смерти с анархистом Бакуниным. И пусть позд но уже, но накануне смерти взоры Гер цена были обращены «к И н т е р н а ц и о н а л у , к тому Интернационалу, ко торым руководил Маркс» (В. Ленин, т. XV, стр. 465). В письме «К старому товарищу» Гер цен писал: «Работники, соединяясь меж ду собой... составят первую cetb и вер- вый всход будущего экономического устройства». В 1912 году в статье «Памяти Герце на» В. И. Ленич писал: «Чествуя Герце на, пролетариат учится на его примере великому значению революционной тео рии, — учится понимать, что беззавет ная преданность революции и обращение с революционной проповедью к народу не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жат вы»... Советский народ живет в самой сво бодной и счастливой стране победивше го социализма. Завоеванное советским народом записано в Великой Сталинской Конституции. Один из предшественников русской социал-демократии А. И. Гер цен в эпоху «произвола, молчаливого замирания, гибели без вести, мучения с платком во рту» («С того берега») бо ролся с гнусной николаевской действи тельностью, как революционер и демо крат. В своей яркой жизни, наполненной кипучей политической деятельностью, он мучительно блуждал, не раз глубоко ошибался. Но, несмотря на эти блужда ния и ошибки, «он боролся за победу народа», первый «поднял знамя револю ции» {В. Ленин, т. XV, стр. 468). И этим он близок и дорог народам Советского Союза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2