Сибирские огни, 1937, № 2
го кружка. Здесь господствовал дух «гражданской экзальтации». Боевые ев ропейские события тех лет — июльская революция и .польское восстание — вол новали революционно настроенную мо лодежь. Вскоре после окончания универ ситета, Герцен, как и Огарев, был аре стован за пение стихов, направленных против правительства, и в апреле 1835 года выслан в Пермь, а 'о т туд а препро вожден в Вятку и назначен в канце лярию губернатора Тюряева. В 1838 году Герцена перевели во Владимир, где 0 !н женился на своей дальней родствен нице Н. А. Захарьиной. В 1839 году Герцен вернулся в Мо скву. Здесь он нашел Огарева, Сатина, Кетчера, познакомился с Белинским и Бакуниным, с кружком Станкевича. Все члены этого кружка «стояли каждый с томом гегелевской философии в руках и с юношеской нетерпимостью провоз глашали: «нет философии, кроме Геге ля, и мы пророки его». Здесь произошла знаменитая схватка Герцена с Висса рионом Белинским, непреодолевшим еще тогда реакционной стороны гегелевско го учения о «разумной действительно сти». Герцен заявил Белинскому: «Знаете ли, что с вашей точки зрения вы може те доказать, что... самодержавие, под которым мы живем, разумно и должно существовать». Белинский резко ответил: «Без всякого сомнения», и прочел «Бо родинскую годовщину» Пушкина. Заки пел отчаянный бой. Белинский уехал в Петербург, Герцен порвал с ним всякую связь. Но через несколько месяцев, в сере дине апреля 1840 г-, когда Герцен при ехал в Петербург, Белинский, понявший ошибочность своего «примирения с гнусной николаевской действительно стью», на основе гегелевского положе ния — «все действительное разумно», мужественно заявил Герцену: «Ваша взяла...». В 1841 году Герцен был отправлен во вторую ссылку — в Новгород. Здесь он изучает Фейербаха, здесь он оконча тельно «усвоил диалектику Гегеля... п о нял, что она (представляет из себя «ал гебру революции». Он пошел дальше Гегеля, к материализму, вслед за Фей ербахом. Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и оста новился перед историческим материализ мом». (В. Ленин, т. XV, стр. 464—465). В 1842 году кончилась новгородская ссылка Герцена и он вернулся в Мо скву, где прожил около пяти лет. В эти годы в «Современнике» и в «Отече ственных записках» появляется ряд фи лософских статей Герцена, а также п е чатаются повести «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка» и роман «Кто вино ват?», которыми Герцен начинает свое гневное обличение самодержавно-крепо стнического строя «моровой полосы» мерзкого николаевского царствования. В 1842 году выходит поама Гоголя «Мертвые души» и Герцен записывает в своем дневнике, что это произведение «потрясло всю Россию», что эта поэма— «история болезни, написанная мастер ской рукой», открывшая всем глаза на то, что дворяне-крепостники —• «рабы власти без достоинства и тираны без состраданий к своим крепостным, 'вы сасывающие жизнь и кровь народа». Ни колаевский гнет все сильнее и сильнее ощущается Герценом, и Герцен записы вает в своем дневнике: «Поймут ли, оце нят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существо вания?». В 1847 году Герцен уезжает в Евро пу, полный веры в западно-европейские «свободы», в расцвет наук, искусств, в человеческую личность. Но вместо все общего братства он увидел во Франции два Парижа: один — «за цензом стоя щий», плебейско-демократических «ни зов» общества — (работников, консьер жей, швей, слуг, нищих, и Париж «за ценз стоящий» —- аристократических «верхов» общества, буржуа, рантье, ла вочников. В самом мрачном состоянии Герцен покидает в октябре 1847 года Париж, уезжает в Италию. Но при пер вой вести о Февральской революции 1848 года он возвращается в Париж и восторженно приветствует народ, сверг ший монархию — Людовика-Филиппа. Герцен становится на сторону блузника, «обтершего сапоги о подушку трона и водрузившего на нем красное знамя при криках: «Да здравствует республика!*. Но вскоре наступили «июньские дни» — дни поражения революции. Разгром ре волюции 1848 года Герцен называет «гнусным», «страшным» и с огромным пессимизмом восклицает: «С корнам вон детокие надежды, отроческие упования. Все их под суд неподкупного разума». («С того берега»). Герцен «был тогда демократом, рево люционером, социалистом. Но его «со циализм» принадлежал к числу тех бес численных в эпоху 48 года форм и раз новидностей буржуазного и мелкобуржу азного социализма, которые были окон чательно убиты июньскими днями. В сущности, это был вовсе не социа лизм, а прекраснодушная фраза, добрые мечтания, в которые облекала свою т о г д а ш н ю ю революционность буржу азная демократия, а равно невысвобо- дившийся из-под ее влияния пролета риат. Духовный крах Герцена, его глу бокий скептицизм и пессимизм после 1848 г. был крахом б у р ж у а з н ы х и л л ю з и й в социализме». (В. Ленин, т. XV, стр. 465). Разочарованный Герцен едет в Швей царию, куда после 1848 года стали сте каться крупные политические эмигран ты, а оттуда в августе 1852 года в Лон дон. Герцен теперь вновь полон дум о своей родине, мечтает о «русском сель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2