Сибирские огни, 1937, № 1
скому нижнему земскому суду: «Нахо дящийся в Илимске Александр Радищев чрез посланного от меня нарочного сов сем вызывается в Иркутск, которому в выезде не делать ни малейшего удер жания и в случае требования оказать ему в спокойном сюда проезде вспо можение». Во втором документе, датированном 10 марта 1797 г., земский исправник Ми- хайло Корсаков доносит, что «находя щийся в Илимске Александр Радищев из оного в предлежащий ему путь отправ. лен февраля 20 числа». Таким образом, найденные документы точно устанавливают дату возвращения автора «Путешествия из Петербурга в Москву» из ссылки на прежнее место жительства, что раньше не было из вестно. («Восточно-Сиб. Правда»). СИБИРСКИЙ ПОЭТ Д. П. ДАВЫДОВ. В скором времени в Иркутске выйдет из печати сборник избранных произведе ний сибирского поэта 50-60 годов прош лого столетия Д. П. Давыдова. Давыдов заслуживает внимания, прежде всего, как автор известной пеети «Славное море, священный Байкал». Как известно, в этой, ставшей народной, песне с большой силой выражено стремление сибирских каторжан, томившихся в Акатуе и дру гих тюрьмах Нерчинской каторги, выр ваться на волю. Бытуя в народе, песн* подверглась лишь незначительной пе ределке. Некоторые строфы упущены совсем. В частности, не поются такие слова о знаменитой омулевой бочке: Тесно в ней было бы жить омулям. Рыбки, утешьтесь моими словами: Раз побывать в Акатуе бы вам — В бочку полезли бы сами. Д. П. Давыдов родился в 1811 г. в Ачинске. Получив звание учителя, он ра ботал педагогом сначала в Кяхте, затем в Якутске и Верхнеудинске. Его мечтой была ученая деятельность. Однако, этой мечте не удалось осуществиться — у бедного учителя не оказалось средств, чтобы ехать в Москву держать экзамен при университете на степень кандидата математики и физики. В 50 годах в петербургской газете «Золотое руно» был напечатан ряд сти хотворений Д. П. Давыдова: «Думы бег леца» («Славное море, священный Бай кал»), якутская легенда «Жиганская Аграфена», автобиографическое стихот ворение «Сибирский поэт», «Думы о по корении Сибири», «Тунгус» и ряд дру гих стихотворений. В 1859 г. в Верхне удинске бь?ла издана поэма «Волшебная скамеечка». В этом произведении ярко описывается быт бедного учителя, кото рый погиб бы, как поэт и человек в ому те жизни, если бы не «волшебная скаме ечка» (взятая автором из .бурятской ле генды) — если бы не умирающая мечта, не творческая фантазия, дающая смысл жизни, искупающая бедность и другие лишения. Находясь аод большим влиянием А. С. Пушкина, во многом подражая ему, Д. П. Давыдов, однако, искал темы для своих поэтических произведений в мест ном, преимущественно фольклорном ма териале. С художественным мастерством он воспроизводил образы якутского и бурятского народного творчества («Вос точно-Сибирская правда»). 200 ЛЕТ НАЗАД. В первом томе «Исторического архива» Академии наук опубликовано неизвест ное ранее «Описания путешествия.в Си бирь и далее в различные местности страны», сделанное иностранцем в XVII веке и хранящееся сейчас в Копенгаген ской 'королевской библиотеке. Большая часть описания посвящена Тобольску. Автор его, судя по ряду данных, — иностранный офицер на руоской службе, приехавший в Тобольск в 1666 г., __ был человеком наблюдательным и дал обсто ятельные сведения как о дороге в То больск, которой пользовались тогда (че рез Вологду, Устюг, Сольвычегодск, Кай- город, Соликамск, Верхотурье, Тюмень), так и о самом Тобольске, составе его на селения, занятиях жителей и т. д. Он расширяет круг наших сведений о тор говой связи, существовавшей в то время между Тобольском и Бухарой. Описа ние народов Сибири (калмыков, вогулов, остяков, киргизов) носит беглый харак тер. М. П. Алексеев (автор книги «Си бирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей»), публи кующий «Описания», дает в примечаниях к нему много ценных сопоставлений с другими источниками. Еще больший интерес представляет публикуемое В. Кочяковьш «Описание Березовского ведомства, какой во окруж ности оного народ жительствует и какое обращение в жительствах и в промыслах их имеитца и о протчем». Автор этого документа, относящегося к 80-м годам XVIII столетия, видимо — должностное лицо Тобольского наместничества. Опи сывая в начале места жительства, про мыслы и быт «остяков и самоядцев» (хантэ и ненцев), он дает затем «Донесе ние краткое тягостей ясашных». Трудно- точно установить мотивы, побудившие автора заговорить о «тягостях ясашных», видимо, здесь сыграло роль стремление оправдать себя от обвинений со стороны высшего начальства в плохом сборе яса ка. Мы во всяком случае получили, бла годаря этому, сравнительно правдивый рассказ о колониальном грабеже, кото рому хантэ и ненцы подвергались в XVIII веке. Явный и раззорительный для ясашных грабеж и немалые отягощения исходили и от чиновников, и от русских купцов, и от духовенства. «Донесение», замалчивая, насколько это возможно, роль первых, подробно разоблачает без застенчивое стяжательство духовенства, которое, очевидно, сильно досаждало чи новникам тем, что ухитрялось обдирать «ясашных» раньше, чем с них будет взы. скан ясак.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2